рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. - раздел Философия, УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Становление Человека Как Такового Связано С Развитием Общественных Отношений ...

Становление человека как такового связано с развитием общественных отношений в отличие от природных. Индивидуальное формирование человека также протекает только во включенности его в общественные отношения. Поэтому социальная составляющая Homo sapiens является необходимым и исключительным условием его существования.

Исследование социального в человеке связано с проблемой соотношения в нем внутреннего и внешнего.

В философии всегда стояла проблема определения роли внутреннего и внешнего в жизнедеятельности человека. Как видно, например, экзистенциализм настаивает на идеи самоопределяемости: сущность человека детерминирована только внутренними факторами. Таковыми признаются: экзистенция как внутреннее бытие человека, его собственное «Я», дух, свобода и т. п. По мнению В.Франка, известного австралийского психолога, сущность человека заключена в его самотрансцендентности: быть человеком – значит выходить за пределы самого себя, значит всегда быть направленным на что-то. В этих подходах не улавливается многогранность человека, роль внешних факторов в его формировании.

Другая крайность – абсолютизация внешней детерминации человека, чаще всего рассматривалась зависимость от природы или социальной среды. Например, социоцентризм проводил мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человека. Чтобы проникнуть в сущность человека, надо изучить структуру культуры. Наиболее отчетливо это можно увидеть в так называемом структурном функционализме: человек – продукт системы. В свое время эта идея прослеживалась и у К.Маркса: сущность человека – это совокупность общественных отношений.

В этих случаях оказывается вне внимания то обстоятельство, что сами социальные структуры, общественные отношения являются результатами, продуктами человеческой деятельности, что объективная детерминация (влияние системы на человека) неразрывно связана с субъективной детерминацией – воздействием личностей на социальные системы.

Методологически исследование внешнего влияния в формировании человека строится таким образом, что хотя его бытие не сводится к простому повторению схемы внешнего бытия, оно имеет и свою внутреннюю зависимость, оно само определяемо, но социокультурные условия задают определенные рамки человеческой деятельности. Построенная на биологических возможностях, деятельность человека отличается тем, что она определяется не столь биологически заданными потребностями, не генетической программой, а главным образом исторически сформировавшимися социокультурными программами. Они представляют собой систему мотивов и целей человеческой деятельности, средств и способов ее осуществления, норм и ценностей, регулирующих ее, разнообразных форм и видов деятельности. Таким образом, – человек социален и остается таковым всегда. Социальность человека входит в понятие «личность».

Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному человеку. Личность – это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях. Каждый человек не в равной мере, включает в основание своей деятельности общезначимые нормы, правила, ценности и т. п. Этот процесс связан с его индивидуальностью. Если личность есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность выражает свою общественную сущность в форме индивидуальности, которая является характеристикой конкретной личности, выражая способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообуславливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находятся в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Оно зависит не только от положения индивида в обществе, но и от его индивидуального отношения к своему положению.

В этом смысле социализация личности– степень овладения индивидом мировоззренческих установок, ценностных ориентаций. С одной стороны, общество передает человеку социально-исторический опыт, правила, нормы поведения, ценностные ориентации. С другой стороны, индивид их усваивает и включает в свою деятельность.

Несмотря на внешнюю обусловленность, человеку как субъекту присущи:

1. Самодеятельность, способность к творчеству, которая является главной особенностью человеческой деятельности.

2. Индивидуально-личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к природному и социальному миру, как переживание этого отношения, как выражение того непременного факта, что человек наделен самосознанием;

3. Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

Следовательно, свобода характеризует сущность человека и его существование. Поэтому возникает проблема свободы и необходимости.

Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Но свобода понимается не однозначно, существуют различные точки зрения. фатализм: жизнь человека предопределена (волей бога, или законами системы), поэтому нет места свободному выбору. Другая крайность – признание воли первичной над другими проявлениями разумных действий человека, как это делает, например, волюнтаризм, не считаясь с объективными условиями бытия, с законами природы и общественной жизни. Опирающееся на волюнтаризм течение анархизма отрицает вообще все виды какой – либо политической, экономической и духовной власти над человеком.

Проблема, в самом деле, – не простая. Мы знаем, что личность действует в рамках природной, социальной и духовной ограниченности, она всегда – «дитя» своей эпохи, не вольна в выборе объективных условий своей деятельности, которые и выступают в виде необходимости. Но также знаем, что человек, обладая волей и разумом, способен выделить себя через самоосознание «Я» и совершать поступки, продиктованные этим «Я», т. е. обладать свободой.

В самом общем виде вопрос может быть решен следующим образом. Свобода – это характеристика действия, совершаемого:

– со знанием и учетом объективных ограничений;

– произвольно, не по принуждению;

– в условиях выбора возможностей.

Свобода – познанная необходимость, как говорил Б.Спиноза. Следовательно, одно из главных условий свободы – углубление и расширение сферы познания. Познание увеличивает возможности человека, как в выборе целей, так и средств их достижения. В практической деятельности люди сталкиваются с необходимостью, но не с абсолютной. В каждый период существуют несколько возможностей, познавая, человек выбирает. Поэтому необходимость предполагает свободу. Но свобода не абсолютна, а относительна, степень ее тем выше, чем человек глубже осознает действительность. Свобода исторична и является определенной мерой общественного прогресса. Но ограничения в деятельности возникают не только от незнания, но и по психологическим причинам, например, страх, правовые или моральные ограничения, информационная недостаточность. Люди могут и не чувствовать своей несвободы. Так, в тоталитарном обществе альтернативы выбора практически отсутствуют, поскольку информация ограничена властью, закрыта.

Познание необходимости является одним из условий свободы, но не достаточным. В реальной жизни челове нередко оказывается в ситуациях, когда кажущийся свободным выбор оказывается несвободным, т.к. был сделан вопреки внутренним убеждениям человека.

Свобода ощущается прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. Затем свобода выбора переходит в свободу решения, далее – в свободу действия, свободу творчества и самовыражения. Поэтому в решении данной проблемы не менее важна внутренняя свобода как субъективность.

Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная, творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в совокупности определяют выбор на принятие решения и его реализации.

При этом внутренний мир человека, возможности свободного выбора и самовыражения формируются не только рационально – логическим знанием, но и нерациональным (эмоционально – образным, ассоциативным, интуитивным и т.п.). Свобода далеко не всегда есть результат рационально взвешенного, аналитически продуманного выбора. В реальной жизнедеятельности она есть проявление всей субъективности человека, результат его целостного, т.е. как рационального, так и эмоционально – чувственного, мировосприятия и волеизъявления.

Прежде всего проявление свободы – это умение управлять собой. Речь идет не просто о подчинении чувст разуму, но и об умении воспитать чувства подлинно человеческими: освободиться от комплексов, предрассудков, нежелания мыслить самостоятельно, брать на себя ответственность и т.д. Только целостность чувст и разума позволит личности обрести духовную свободу.

В решение проблемы внутренней свободы большой вклад внес экзистенциализм. Его основная мысль: подлинно свободный выбор – это выбор, сделанный в полном соответствии с внутренней правдивостью индивида, т.е. не вступивший в противоречие с его внутренними убеждениями, честностью, искренностью. Действительно, главным для личности является не «свобода от» (избегать чего –то), а «свобода для» самоутверждения человека. Это – сложный процесс, который, хотя и субъективен, но своими корнями уходит во внешнее (чего экзистенциализм не учитывает).

Независимость сама по себе – ценность, но не означает своеволие. Это не значит, что личность должна отказаться от частных целей. Но каждый человек, стремится к достижению своих целей, должен оставаться в рамках принятых норм, воздерживаться от произвола. В сфере права, например, подчиняться общей воле, выраженной государственным законодательством. В сфере морали сообразовывать личную волю с долгом. Это продиктовано необходимостью существования общественной системы и самого человека.

Таким образом, обладание свободой порождает ответственностьличности. Ответственность складывается как результат внешних требований, которые общество предъявляет к человеку. Воспринятые, усвоенные личностью, они становятся основой внутренней мотивации ответственного поведения. Регулятор ответственного поведения – совесть. Ответственность выстраивается как перед другими, так и перед собой. Развитие степени ответственности зависит от степени социализации личности, ее зрелости, от уровня самооценки и самоконтроля: насколько человек способен быть ответственным за свои поступки. Ответственность может быть не только личная, но и групповая, общинная, общественная.

 

Литература.

1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Гл. 10, п. 4, 5.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VI, гл. 2.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ... РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИЯ Е РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную з

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, пос

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования

Философия Древней Индии.
Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом рассл

Древнекитайская философия.
Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интен

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она существенно отличалась от древневосточной. В историю фил

Школа элеатов.
Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческо

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
С творчества Сократа начинается второй период античной философии, исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные формы философствования и развивает их дальше

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.).
Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа. Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов фило

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами,

Аристотель (384 - 322гг. до н.э.).
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Онтология. Учени

Киники.
Термин «киник» в древнегреческом языке звучал как «собачий», отсюда – «собачья философия». Поведение, которое вытекало из их учения, шокировало окружающих своей экстравагантностью. Они исходили из

Скептицизм.
Первое течение скептицизма охватывало период от IV в. до н.э. до III в. до н.э., второе от I в. до н.э. до II в.н.э. Постклассический период античной философии смещает ее проблематику в ст

Эпикуреизм.
Главный представитель и родоначальник направления – Эпикур (341 -270 гг. до н.э.). Основная задача эпикурейцев – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к с

Стоицизм.
Школа стоиков (конец IV – III в. до н.э.) основана Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366 – 264 гг. до н.э.). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии

Неоплатонизм.
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Круп

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется

Фома Аквинский.
Творчество Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относится уже к периоду поздней средневековой философии – к схоластике. Особенность его философии в том, что он в отличие от Августина опирается не на нео

Западноевропейская философия Нового времени.
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в последующий период и получает название: философия Нового времени. Этому способствовали социально-экономичес

Фрэнсис Бэкон.
Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесе

Рене Декарт.
Французский философ Р.Декарт (1596 – 1650 гг.) происходил из семьи дворянина, получил образование в привилегированной школе, некоторое время служил в армии. Основная его творческая жизнь прошла в Н

Джон Локк.
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувствен

Бенедикт (Барух) Спиноза.
Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – ни

Джордж Беркли.
Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма. Образование он получил в Дублинском университете, занимался в основном

Давид Юм.
Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли. Он обучался в Эдинбургском университете, однако преподавательской работой практически не занимал

Французский материализм XVIII века.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на ос

Иммануил Кант.
И.Кант (1724 – 1804 гг.) был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

Людвиг Фейербах.
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804 – 1872). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление в философии, продолжив

Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм.
Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевш

Славянофилы.
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козе

Революционные демократы.
Формирование и развитие в России революционно – демократической идеологии связано прежде всего с именами В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского. В

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических

Неопозитивизм.
Неопозитивизм, логический эмпиризм явился третьим этапом позитивизма (сер. XIX в.). Его видные представители: Б.Рассел, Р.Карнап, П.Витгенштейн и др. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию

Постпозитивизм.
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские пр

Герменевтика.
Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о п

Психоанализ.
З. Фрейд ввёл психоанализ в ранг философско-антропологических принципов. В этом учении осуществлялся переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представ

КАРТИНА МИРА И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мир

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его созн

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывност

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и ме

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как быти

Ds2=dx2+dy2 +dz2-c2t2.
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально тол

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских по

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного соде

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ.
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду н

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупн

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированн

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могут претерпева

ДУХОВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Определить человека можно через специфические формы его общения с миром, которые опосредованы и обусловлены его духовностью. Именно она дает качественное своеобразие его существованию. Раз

СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Проблема смысла человеческого бытия, смысла жизни, назначения человека относится к числу вечно актуальных. Люди живут, действуют, изменяют себя и историю, а для чего? В философии существуе

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на сам

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ОБЩЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятель

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ.
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например: 1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспонд

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Наиболее рельефно познавательная деятельность человека проявляется в научном познании, т.к. именно наука по отношению к другим формам общественного сознания более всего нацелена на познавательное о

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА.
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
В обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые облад

Идеология.
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. С

Правовое сознание. Философия права.
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официаль

Философия и религия.
Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой приро

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (

ЭЛЕМЕНТЫ И СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деят

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, инфор

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА.
Прогрессирующие влияние науки и техники в современном обществе накладывает глубокий отпечаток на сам характер существования человека. Радикальные изменения: перемены в условиях участия людей в сист

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогр

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО.
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, посколь

НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО.
Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического рег

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Аристотель
Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги