ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.

Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (археология, этнография, антропология, искусствоведение, история и т. д.), поэтому существует множество ее разнообразных определений.

Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально этим словом обозначали способ обработки земли и возделывания растений. В подобном смысле до сих пор говорят, например, о сельскохозяйственных культурах, о культурах бактерий.

Еще со времен античности культура понималась как «искусственное» в отличие от естественного, природного, культура – это то, что создано человеком. Начиная с XVII века под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Понятие «культура» приобрела два ведущих значения:

1. Сложившаяся в веках историко-культурная целостность какого-либо народа. По О.Шпенглеру, например, – это античность, западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя;

2. Сфера высших человеческих действий – духовной формы проявления человека (научной, художественной, нравственной и т.д.)

В современной литературе также несколько подходов к определению понятия «культура». Основные из них – аксиологический, деятельностный, социологический, гуманитарный, семиотический.

При аксиологическом(ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества. Его главная проблема – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

При семиотическомподходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод (знаково закрепленную совокупность деятельностных схем), обеспечивающий социальное наследие. В этом случае подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, постольку для ее понимания важно рассмотрение знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу.

Гуманитарный подход. Главное внимание в нём направленно на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке.

В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В деятельностномподходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Способ производства материальных благ, социальные отношения, способы познания и т.д. – это все есть проявление человеческой культуры. Все в человеке и обществе начинается с культуры и все в конечном счете сводится к культуре. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности.

Таким образом, вся деятельность человека пронизана культурой как определенным качественным мерилом этой деятельности, отличающим от животного мира. Ткань культуры составлена из разного рода регулятивов деятельности.

Культура – социальная подсистема, обеспечивающая воспроизводство, трансляцию, развитие регулятивов человеческой деятельности.

 

Литература.

1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 9.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 4.