НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО.

Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического регулирования и жизненного ритма, генетическую структуру и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально – биологических перспектив развития человека. Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно – эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Как один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделён наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение в сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего может быть достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившаяся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греческого eugenes – хорошего рода) как раз и ставит своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объёма популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определённой среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Её гуманистический смысл заключается, прежде всего, в представлении человека не только как части природного мира, но и социального, духовного мира. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнёт контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определённые ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос ещё и в том, на сколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека. Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно – политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно – технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который в процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учётом вне технических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует её для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции. В свое время В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – но-сферу. В результате этого связь: вселенная – природа – человек получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определённой ступени развития цивилизации человечеству придётся взять на себя ответственность за её дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин «коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

 

Литература.

1. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия /Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 12, п. 2.