Определение и сходные с ним приемы

Как уже говорилось выше, в повседневном языке общения часто отсутствует требование точности и однозначности к языковым выражениям. В процессе общения мы часто не задумываемся, как правильно понять друг друга, используя для этого не только непосредственно услышанные слова, но и выражение лица, жесты нашего собеседника, контекст ситуации и общее содержание рассказа другого человека. Тем не менее, если наше знание происходящего либо того, о чем идет речь, не очень точно, не говоря уже о ситуации, когда люди, с которыми мы вступаем в коммуникацию, осознанно стремятся исказить информацию или умолчать о ней, особенно важное значение приобретает четкость и правильность формулировок предмета нашего разговора.

Подобное требование имеет огромное значение и в науке. В процессе исследования необходимо определить его предмет, задачи, те средства, которые будут использованы для изучения объекта науки. В ходе исследования, с получением новых данных, установлением новых свойств и отношений исследуемого объекта, требуется проводить уточнения сформулированных ранее определений. С особой точностью и тщательностью необходимо определить предмет спора и понятия в ходе научных дискуссий, иначе может возникнуть такая ситуация, когда ученые будут отстаивать свои позиции, но ничего не смогут доказать своим оппонентам, так как те, используя те же самые понятия, будут вкладывать в них совершенно иной смысл.

Велико значение точных, четких определений и в процессе преподавания. Без правильных и ясных формулировок учащиеся не смогут понять материал, информация будет ими либо не воспринята вовсе, либо усвоена в недостаточной степени.

Важность определения как особой операции познания проявляется в названии самого термина. В русском языке слово «определение» происходит от слова «делить», отделять предмет от множества других предметов. В латинском языке слово «definitio» имеет своим источником слово «finis», означающее границу, конец чего-либо.

Определение – это логическая операция придания точного смысла языковому выражению на основе выделения общих существенных признаков для объектов, обозначаемых этим выражением.

Логика не только задает способы и правила образования определений, но также изучает ошибки, которые возникают при нарушении этих правил.

Сформулировать точное определение, установить пределы использования того или иного термина, безошибочно выделить систему существенных признаков для того или иного объекта является весьма непростой задачей. Как уже упоминалось, часто требуется уточнение, дальнейшее определение языковых выражений – причем не только в научных разработках, где это обусловлено развитием науки, инструментов, приемов, методов ее исследования, но и в обыденной жизни, что связано с изменением общественных условий, культуры, сознания людей. Кроме того, любое определение, в свою очередь, состоит из языковых выражений, смысл и значение которых надо уточнить, определить, но этот процесс не может длиться до бесконечности, поэтому существуют и неопределяемые термины, прежде всего те, которые являются наиболее простыми и интуитивно ясными. Для того, чтобы установить их смысл, используются приемы, сходные с определением. Эти приемы часто применяются и в начале исследования какого-либо объекта, когда имеется мало информации.

Основные приемы, сходные с определением, это остенсивное определение, описание, характеристика и сравнение. Они не являются собственно определе­ниями, поскольку не раскрывают смысла языковых выражений.

Остенсивное определение получило свое название от латинского «ostensio» - показывание. Эта операция представляет собой разъяснение языковых выражений при помощи непо­средственного указания на предметы, действия или ситуации, обо­значаемых этими выражениями.

Благодаря непосредственно-наглядному характеру остенсивные определения широко используются в процессе обучения иностранным языкам, а также во многих других случаях, од­нако именно вследствие наглядности их применение ограничено. Остенсивные определения могут использоваться только в том случае, когда изучаемый объект является чувственно воспринимаемым человеком. Например, при помощи остенсив­ных определений можно разъяснить значение таких слов, как «жираф», «гроза», но нельзя пояснить абстрактные понятия типа «абсолютизация», «поэтическое» либо конкретные понятия, обозначающие объекты, которые человек неспособен непосредственно воспринять при помощи органов чувств в силу их ограниченности, такие, как «электрон», «нейтрино».

Другим приемом, сходным с определением, является описа­ние. Этот прием заключается в перечислении признаков предметов, о которых говорится в языковом выражении. Среди этих признаков могут быть как отличительные, суще­ственные, так и неотличительные и несущественные, поскольку цель описания - выявить как можно больше любых свойств объекта. Вследствие такой специфики описания с его помощью не всегда удается точно выделить класс предметов, обозначаемых тер­мином, и выявить существенные признаки такого класса. Этот прием применяется на эмпирическом уровне познания, когда свойства изучаемых предметов только выявляются, они еще не осмыслены теоретически.

Более близким к определению, чем описание, приемом явля­ется характеристика. Она также представляет собой перечень признаков изучаемого объекта, однако к этим признакам предъявляется требование быть важными в каком-то отношении. Вот, например, как дается характеристика позитивизма как философского направления в учебнике «Философия»: «Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так: ­

1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и цeнностной интерпретации;

2) вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догма­тическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными на­уками (наука - сама по себе философия), либо обзором системы зна­ний, учением о языке науки;

3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм от­казывается от признания априорного познания единственным средст­вом достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности.

3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

4. Для позитивизма характерна вера в прогресс»[6].

Тем не менее, давая характеристику, указывают на свойства предмета, которые не обязательно отличают его от других предметов. Например, в приведенном выше примере вера в прогресс и отказ от априорного познания как единственного средст­ва достижения подлинного знания не являются чертами, присущими исключительно позитивизму как философскому направлению.

Приемом, сходным с определением, является также сравнение. В этом случае, говоря об объекте, указывают, что его свойства аналогичны свойствам другого, уже известного объекта. Например: «злость сходна с кратко­временным помешательством».