рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общий обзор

Общий обзор - раздел Философия, Введение в философию В Эпоху Возрождения (Хiv-Хvi Вв.) В Деятельности Итальянских Философов Возрож...

В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозными вопросами, но решает их свободно, связывая с проблемами теории знания и онтологии и часто в противоречии с догмами церкви. С начала ХVII в., одновременного с возникновением нового, точного математического естествознания (Галилей), возникает и так называемая “новая” философия, которая вначале носит преимущественно характер методологии научного знания (у основателя рационализма Декарта и у основателя эмпиризма Ф. Бэкона). Философия, как методология науки, как учение о критерии знания, быстро превращается у рационалистов (Спинозы, Лейбница) в новую онтологию (учение о сущности бытия), у эмпиристов (Локка, Беркли, Юма) - в разработанную теорию знания.

В ХVIII веке - в эпоху так называемого просвещения - философия снова, как в V веке до н.э. в Афинах, становится преимущественно этикой и политикой (популярная моральная философия Вольтера, Руссо и энциклопедистов). Теоретическая философия существует лишь в безжизненном педантизме школы Вольфа в Германии.

Из этого состояния упадка философию выводит в конце ХVIII в. И. Кант, создав глубокую и универсальную философскую систему, как теорию знания, которая, по его мысли, должна заменить прежнюю онтологию, а также основанную на теории знания этику. Система Канта - как это было с мировоззрением Сократа - ведет у его ближайших последователей Фихте, Шеллинга, Гегеля к новому творческому развитию философии, понимаемой как единство теоретической философии с практической. [Использован материал: 31, с. 11-13] .

 

§2. Философия эпохи Возрождения (общий обзор)

Принято считать, что эпоха Возрождения охватывает века с ХIV-ХVI. Данная эпоха весьма замечательна в культурном плане. Проявила же она себя ярче всего в сфере эстетической, в частности, в искусстве. Часто основные идеи эпохи высказывались не философами, а художниками, но именно в философских работах они получили развитие и глубокое обоснование.

Эпоху Возрождения пережили все страны Европы, за исключением России, но началась она в Италии; здесь и достигла высочайшего проявления. К выдающимся ее представителям относятся Франческо Петрарка (1304-1374), Коллучио Салютати (1331-1406), Джованни Бокаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457), Марселио Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), Леонардо да Винчи (1452-1519), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600).

Названная эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного политического устройства, способа мышления и чувствования. В действительности же деятели Возрождения не копировали античность, а создавали оригинальную культуру. Указанием на античную традицию они противопоставляли себя средневековью. В философии представители Ренессанса возродили свободное творчество, не скованное религиозными догмами, но создали они уже другую философию - не античную.

Основные темы философии Возрождения – гуманизм и пантеизм. Создание гуманистического учения – главное достижение философии Возрождения, но данное учение легче будет понять после изучения концепции пантеизма.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, постепенно пересматривая средневековое отношение к ней, как к бытию несамостоятельному, зависящему от Бога. Специфика возрожденческого понимания природы фиксируется с помощью термина “пантеизм”, что в переводе с греческого означает “всебожие”. Понимаемый пантеистически, христианский Бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер. Он сливается с природой, а последняя обожествляется. Так, в частности, Н. Кузанский, осмысливая платоновскую проблему единого и божественного, в отличие от греческого мыслителя, говорит, что “единое есть все”, что “единому ничего не противоположно”. Эту точку зрения развил Д. Бруно, полностью сняв границу между творцом и творением, разрушив традиционную для Аристотеля и его последователей эпохи средневековья противоположность формы, как начала неделимого, а потому активного и творческого, и материи, как начала беспредельного, а потому пассивного. Д. Бруно, таким образом, передает природе то, что в средние века приписывалось Богу.

Отмечая важнейшую роль пантеизма в развитии естествознания, ведь в центр исследования в качестве единственного предмета науки логика пантеизма ставит природу, объявляя законы ее божественными, необходимо сделать следующие замечания. Пантеизм существует в двух основных разновидностях. Первая, сторонники которой, подобно Д. Бруно, утверждают, что мир есть Бог, а Бог есть мир, предполагает полное отождествление Бога и природы. Данную точку зрения весьма трудно защищать, поскольку в мире много всякого рода безобразных вещей, которые вряд ли можно убедительно характеризовать в качестве проявления божественного, то есть абсолютного начала. Согласно утонченным формам пантеизма, мир есть проявление божественной жизни, но сверх того есть еще и такой аспект божественного бытия, который стоит выше мира. Такую точку зрения высказывал, например, Н. Кузанский. Тонкий пантеизм настаивает на частичном тождестве Бога и мира. Но и в этом случае оказывается невозможным объяснить проблему зла. Однако можно предположить, что, если зло необъяснимо, то, возможно, его и нет? После этого вопроса самое время перейти к изучению проблемы гуманизма.

Известно, что в эпоху Возрождения в центр культуры ставится человек. Он же оказывается центром философского изучения, главной философской темой. Культура мыслит себя не теоцентричной, как было в эпоху средневековья, а антропоцентричной. Основания такому видению мира дает теория пантеизма, ведь если бог растворен в природе, а высшим проявлением последней является человек, то, естественно, именно он является эпицентром проявления абсолютного начала. В знаменитой работе Пико делла Мирандолы “Речи о достоинстве человека” мы находим следующее рассуждение, написанное в духе тонкого пантеизма свободного от христианского догматизма: “В конце дней творения создал Бог человека, чтобы он познал законы вселенной, научился любить ее красоту, дивиться ее величию. Я, - говорил творец Адаму,- не прикрепил тебя к определенному месту, не обязал определенным делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию, избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими. Ограниченная у остальных существ природа внутренне стеснена законами, мною установленными; ты лишь один, не сдерживаемый никакой узостью границ, по своему произволу очертишь границы той природы, в чьи руки я отдал тебя. Посреди мира поставил я тебя, чтобы тебе легче было проникнуть взором в окружающее. Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле.

О, высокая благость божественного отца! О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет! Животные, - говорит Луцилий, - из утробы матери выходят такими, какими им суждено остаться навсегда; небесные существа либо изначала, либо немного после делаются тем, чем они будут вечно. Только человеку дал отец семена и зародыши, которые могут развиваться по-всякому. Каков будет за ними уход, такие они принесут цветы и плоды. Посеет он семена растений, вырастет существо чисто растительной жизни; будет давать волю инстинктам чувственности, одичает и станет как животное. Последует он за разумом, вырастет из него небесное существо. Начнет развивать свои духовные силы, станет ангелом и сыном божиим!”

Приведенную обширную цитату можно квалифицировать в качестве манифеста возрожденческого гуманизма. Попробуем разобраться в его особенностях. Если под словом “гуманизм” понимать человеколюбие, то и средневековая культура была гуманистической – Бог своей добродетелью, ярко проявляющейся в благодати, был идеалом гуманистического поведения. Главными нравственными ценностями христианской религии являются любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему, то есть к другому человеку, в эпоху средневековья понималась как уподобление Богу в праведности и добродетели, предполагала милосердное отношение к людям, помощь слабому, больному и проч. Средневековый гуманизм правильно называют христианским, религиозно-нравственным. В суждениях Пико делла Мирандолы на первый план выступает эстетическая грань гуманизма. Неверно полагать, что человек здесь вовсе лишается божественной помощи или благодати, ибо особый статус человека в природе тоже можно трактовать в духе свободного богословия как благодать Божью. Но приближение к Богу, уподобление ему не связывается Мирандолой с добродетелью, точнее, - с любовью к ближнему. Из приведенного фрагмента ясно, что стать ”сыном Бога” человек может, развивая свои духовные силы на пути познания законов вселенной, научившись любить красоту. Главной же божественной характеристикой человека, конечно, является творчество, поскольку человек в манифесте Возрождения понимается как творец самого себя.

Творение самого себя ярко проявилось во внешней деятельности гуманистов. Человек эпохи Возрождения стремился уподобиться Богу в творчестве. В творениях Бога, то есть в природных вещах, он стремился увидеть закон их построения. В искусстве, да и в преобразовании мира вообще, гуманист эпохи Возрождения стремился продолжить дело Божье, опираясь на знания, полученные в науке. Соединение деятельности исследователя с деятельностью художника-творца понималось гуманистами в качестве воплощения идеала эпохи. Творческое самоутверждение в мире ставилось гуманистами во главу угла. Нравственные проблемы, связанные с творческой деятельностью, да и сами по себе, их интересует меньше, что, пожалуй, предопределено специфическим решением онтологических проблем в духе пантеизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общий обзор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги