Общий обзор

В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозными вопросами, но решает их свободно, связывая с проблемами теории знания и онтологии и часто в противоречии с догмами церкви. С начала ХVII в., одновременного с возникновением нового, точного математического естествознания (Галилей), возникает и так называемая “новая” философия, которая вначале носит преимущественно характер методологии научного знания (у основателя рационализма Декарта и у основателя эмпиризма Ф. Бэкона). Философия, как методология науки, как учение о критерии знания, быстро превращается у рационалистов (Спинозы, Лейбница) в новую онтологию (учение о сущности бытия), у эмпиристов (Локка, Беркли, Юма) - в разработанную теорию знания.

В ХVIII веке - в эпоху так называемого просвещения - философия снова, как в V веке до н.э. в Афинах, становится преимущественно этикой и политикой (популярная моральная философия Вольтера, Руссо и энциклопедистов). Теоретическая философия существует лишь в безжизненном педантизме школы Вольфа в Германии.

Из этого состояния упадка философию выводит в конце ХVIII в. И. Кант, создав глубокую и универсальную философскую систему, как теорию знания, которая, по его мысли, должна заменить прежнюю онтологию, а также основанную на теории знания этику. Система Канта - как это было с мировоззрением Сократа - ведет у его ближайших последователей Фихте, Шеллинга, Гегеля к новому творческому развитию философии, понимаемой как единство теоретической философии с практической. [Использован материал: 31, с. 11-13] .

 

§2. Философия эпохи Возрождения (общий обзор)

Принято считать, что эпоха Возрождения охватывает века с ХIV-ХVI. Данная эпоха весьма замечательна в культурном плане. Проявила же она себя ярче всего в сфере эстетической, в частности, в искусстве. Часто основные идеи эпохи высказывались не философами, а художниками, но именно в философских работах они получили развитие и глубокое обоснование.

Эпоху Возрождения пережили все страны Европы, за исключением России, но началась она в Италии; здесь и достигла высочайшего проявления. К выдающимся ее представителям относятся Франческо Петрарка (1304-1374), Коллучио Салютати (1331-1406), Джованни Бокаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457), Марселио Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), Леонардо да Винчи (1452-1519), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600).

Названная эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного политического устройства, способа мышления и чувствования. В действительности же деятели Возрождения не копировали античность, а создавали оригинальную культуру. Указанием на античную традицию они противопоставляли себя средневековью. В философии представители Ренессанса возродили свободное творчество, не скованное религиозными догмами, но создали они уже другую философию - не античную.

Основные темы философии Возрождения – гуманизм и пантеизм. Создание гуманистического учения – главное достижение философии Возрождения, но данное учение легче будет понять после изучения концепции пантеизма.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, постепенно пересматривая средневековое отношение к ней, как к бытию несамостоятельному, зависящему от Бога. Специфика возрожденческого понимания природы фиксируется с помощью термина “пантеизм”, что в переводе с греческого означает “всебожие”. Понимаемый пантеистически, христианский Бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер. Он сливается с природой, а последняя обожествляется. Так, в частности, Н. Кузанский, осмысливая платоновскую проблему единого и божественного, в отличие от греческого мыслителя, говорит, что “единое есть все”, что “единому ничего не противоположно”. Эту точку зрения развил Д. Бруно, полностью сняв границу между творцом и творением, разрушив традиционную для Аристотеля и его последователей эпохи средневековья противоположность формы, как начала неделимого, а потому активного и творческого, и материи, как начала беспредельного, а потому пассивного. Д. Бруно, таким образом, передает природе то, что в средние века приписывалось Богу.

Отмечая важнейшую роль пантеизма в развитии естествознания, ведь в центр исследования в качестве единственного предмета науки логика пантеизма ставит природу, объявляя законы ее божественными, необходимо сделать следующие замечания. Пантеизм существует в двух основных разновидностях. Первая, сторонники которой, подобно Д. Бруно, утверждают, что мир есть Бог, а Бог есть мир, предполагает полное отождествление Бога и природы. Данную точку зрения весьма трудно защищать, поскольку в мире много всякого рода безобразных вещей, которые вряд ли можно убедительно характеризовать в качестве проявления божественного, то есть абсолютного начала. Согласно утонченным формам пантеизма, мир есть проявление божественной жизни, но сверх того есть еще и такой аспект божественного бытия, который стоит выше мира. Такую точку зрения высказывал, например, Н. Кузанский. Тонкий пантеизм настаивает на частичном тождестве Бога и мира. Но и в этом случае оказывается невозможным объяснить проблему зла. Однако можно предположить, что, если зло необъяснимо, то, возможно, его и нет? После этого вопроса самое время перейти к изучению проблемы гуманизма.

Известно, что в эпоху Возрождения в центр культуры ставится человек. Он же оказывается центром философского изучения, главной философской темой. Культура мыслит себя не теоцентричной, как было в эпоху средневековья, а антропоцентричной. Основания такому видению мира дает теория пантеизма, ведь если бог растворен в природе, а высшим проявлением последней является человек, то, естественно, именно он является эпицентром проявления абсолютного начала. В знаменитой работе Пико делла Мирандолы “Речи о достоинстве человека” мы находим следующее рассуждение, написанное в духе тонкого пантеизма свободного от христианского догматизма: “В конце дней творения создал Бог человека, чтобы он познал законы вселенной, научился любить ее красоту, дивиться ее величию. Я, - говорил творец Адаму,- не прикрепил тебя к определенному месту, не обязал определенным делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию, избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими. Ограниченная у остальных существ природа внутренне стеснена законами, мною установленными; ты лишь один, не сдерживаемый никакой узостью границ, по своему произволу очертишь границы той природы, в чьи руки я отдал тебя. Посреди мира поставил я тебя, чтобы тебе легче было проникнуть взором в окружающее. Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле.

О, высокая благость божественного отца! О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет! Животные, - говорит Луцилий, - из утробы матери выходят такими, какими им суждено остаться навсегда; небесные существа либо изначала, либо немного после делаются тем, чем они будут вечно. Только человеку дал отец семена и зародыши, которые могут развиваться по-всякому. Каков будет за ними уход, такие они принесут цветы и плоды. Посеет он семена растений, вырастет существо чисто растительной жизни; будет давать волю инстинктам чувственности, одичает и станет как животное. Последует он за разумом, вырастет из него небесное существо. Начнет развивать свои духовные силы, станет ангелом и сыном божиим!”

Приведенную обширную цитату можно квалифицировать в качестве манифеста возрожденческого гуманизма. Попробуем разобраться в его особенностях. Если под словом “гуманизм” понимать человеколюбие, то и средневековая культура была гуманистической – Бог своей добродетелью, ярко проявляющейся в благодати, был идеалом гуманистического поведения. Главными нравственными ценностями христианской религии являются любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему, то есть к другому человеку, в эпоху средневековья понималась как уподобление Богу в праведности и добродетели, предполагала милосердное отношение к людям, помощь слабому, больному и проч. Средневековый гуманизм правильно называют христианским, религиозно-нравственным. В суждениях Пико делла Мирандолы на первый план выступает эстетическая грань гуманизма. Неверно полагать, что человек здесь вовсе лишается божественной помощи или благодати, ибо особый статус человека в природе тоже можно трактовать в духе свободного богословия как благодать Божью. Но приближение к Богу, уподобление ему не связывается Мирандолой с добродетелью, точнее, - с любовью к ближнему. Из приведенного фрагмента ясно, что стать ”сыном Бога” человек может, развивая свои духовные силы на пути познания законов вселенной, научившись любить красоту. Главной же божественной характеристикой человека, конечно, является творчество, поскольку человек в манифесте Возрождения понимается как творец самого себя.

Творение самого себя ярко проявилось во внешней деятельности гуманистов. Человек эпохи Возрождения стремился уподобиться Богу в творчестве. В творениях Бога, то есть в природных вещах, он стремился увидеть закон их построения. В искусстве, да и в преобразовании мира вообще, гуманист эпохи Возрождения стремился продолжить дело Божье, опираясь на знания, полученные в науке. Соединение деятельности исследователя с деятельностью художника-творца понималось гуманистами в качестве воплощения идеала эпохи. Творческое самоутверждение в мире ставилось гуманистами во главу угла. Нравственные проблемы, связанные с творческой деятельностью, да и сами по себе, их интересует меньше, что, пожалуй, предопределено специфическим решением онтологических проблем в духе пантеизма.