рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские идеи западников и славянофилов

Философские идеи западников и славянофилов - раздел Философия, Введение в философию Оригинальная Русская Философия Берет Начало С Сороковых Годов Хiх Столетия, С...

Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подготовительный этап ее расцвета в ХIХ - ХХ веках. Философские идеи проникли на Русь вместе с христианской религией из Византии. Вплоть до петровских реформ византийское влияние сохранилось. После “петровского переполоха” меняются ориентиры и в философии - с Востока на Запад. В ХIХ веке интеллектуальный диалог с Западом продолжился, но он уже ведется “на равных”, и в нем формируется оригинальная русская философская традиция, ставшая фактом не только национального, но и мирового значения.

Объем работы позволяет рассмотреть только несколько вопросов из богатейшей истории русской философской мысли. Изучающему философию рекомендуем ознакомиться с лучшими, по нашему мнению, учебниками по истории русской философии, написанными В.В. Зеньковским [10], Н.О. Лосским [20] и С.А. Левицким [15].

В истории русской философии и особенно русской политической мысли яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления - славянофильское и западническое. Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учение отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западного мира. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

Западники, наоборот, были убеждены, что Россия отстала от Запада, поэтому она должна учиться у Запада и пройти те же самые этапы развития, что и Запад. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники в своем большинстве мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской православной церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме. Следует отметить, что мировоззрение некоторых западников не отличалось постоянством. В начале или к концу жизни они значительно отступали от типичных западнических взглядов, обнаруживая некоторое сходство с мировоззрением славянофилов.

К наиболее известным философам-западникам относят П.Я. Чаадаева, И.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. В качестве примера рассмотрим учение Чаадаева, ибо он был самым старшим и первым сформулировал некоторые философские идеи, которые затем были восприняты как западниками, так и славянофилами.

а/. Философские взгляды Чаадаева

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) был первым русским западником, но он, в отличие от остальных, был религиозным философом. Как западник, он, конечно, интересовался прежде всего историософской проблематикой, не оставляя при этом без рассмотрения вопросов метафизических. Как и многие другие христианские мыслители, Чаадаев разрабатывал космологию в духе органического мировоззрения.

Общая схема его космологии выдержана в целом в русле христианско-философской традиции теизма. Чаадаев полагал, что вселенная с ее духовной сущностью - мировым всечеловеческим сознанием - сама движется надмировым началом, то есть Богом. Бог стоит над тварным миром. От него исходят творческие излучения в мир. Сердцевиной тварного мира является всечеловеческое сознание, приемлющее эти излучения. Ниже идет отдельный человек, ныне, в силу первородного греха, утративший сознание своей связи с целым и оторвавшийся от природы; еще ниже идет вся дочеловеческая природа.

Гибкость онтологической концепции Чаадаева проявляется в присутствии в ней пантеистического момента, который состоит в том, что человек мыслится им, обладающим божественным свойством - свободой. Свобода не характеризуется только в качестве полученной от Бога способности совершать по своему усмотрению одни поступки и воздерживаться от других. Она понимается философом как божественная творческая мощь, проявляющаяся в социальной и нравственной сферах человеческого бытия. Из этого следует, что человечество способно построить Царство Божие на Земле.

Данная идея лежит в основе историософии Чаадаева. Он полагает, что цель истории и заключается в установлении Царства Правды, Царства Божьего. Католическая (!) церковь является тем социальным институтом, который осуществляет названную цель. Душой церкви, учением адекватно выражающим идеал и являющимся средством божественного воздействия на человечество, указующим ему пути реализации свободы, Чаадаев называет христианскую религию. Но религия есть лишь одно из средств божественного воздействия на историю. Тонкий пантеизм Чаадаева проявляет себя в том, что его учение предполагает возможность зла, пусть и относительного, в историческом процессе. Любая историческая неудача человечества в деле строительства Царства Божьего истолковывается им как очередной божественный урок ему, как божественное поучение. Сочетание материальной свободы человека и божественного поучения, понимаемого в широком смысле слова, обеспечивает исторический прогресс, позволяет человечеству идти к намеченной Богом цели. Итак, зло в истории возникает в результате отступления человечества от Божественного поучения. Условием его осуществления является человеческая свобода. Но такое зло есть одновременно и Божественное поучение, а значит, - содержит некоторые положительные моменты, поэтому такое зло есть лишь относительное явление.

Таким образом, история человечества имеет смысл и цель, а у народов, как субъектов исторического прогресса, есть свое предназначение и своя судьба: одни служат поучением, то есть на их ошибках учатся, а другие, выражаясь словами Ф.М. Достоевского, суть “народы богоносцы”, совершают всемирную историческую работу. Именно народы Западной Европы, по мысли Чаадаева, идут по единственно верному пути прогресса и являются сегодня избранными Богом народами. Царство Божие строится на Западе.

Кроме названных народов, существуют еще и те, которых Провидение покинуло. Они свободны, но без поддержки Провидения не участвуют, точнее, не могут участвовать в общественном прогрессе. Их философ называет “неисторическими”. С болью и горечью Чаадаев предполагает, что Россия принадлежит к таковым. Зло, творимое этими народами, носит характер абсолютного, поэтому Россию можно называть “империей зла”. Чаадаев не был русофобом, но именно ему принадлежит самая уничижительная характеристика российской действительности: “Я не могу вдоволь надивиться необычной пустоте нашего социального существования... мы замкнулись в нашем религиозном обособлении... нам нет дела до великой мировой работы... где развивалась и формировалась социальная идея христианства”. Именно в отрыве от Запада с его светской цивилизацией, основанной на “социальном христианстве”, следует искать основную причину этой, по его мнению, культурной пустоты русского национального бытия. В этом смысле он говорит, что “мы живем одним настоящим... без прошедшего и будущего” и что “прошлое России - пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у него нет”.

Осуждение России сочеталось у Чаадаева с робкой надеждой на ее неизвестную еще нам роль в историческом прогрессе. В первом “Философическом письме” он пишет, что возможно Бог создал Россию для того, ”чтобы дать миру какой-то важный урок”. Дальнейшее размышление над исторической судьбой России и реалиями Запада приводит мыслителя к уверенности в том, что бесплодность исторического прошлого России является в определенном смысле благом. Русский народ, не будучи скованным окаменелыми формами жизни, обладает свободой духа для выполнении великой задачи грядущего. Православная церковь сохранила сущность христианства во всей его первоначальной чистоте. Поэтому она может оживить тело католической церкви, которое слишком сильно механизировано. Призвание России состоит в осуществлении окончательного религиозного синтеза. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы в том случае, если она усвоит все, что есть ценного у Европы, и начнет осуществлять свою Богом предназначенную миссию. Эти мысли, близкие идеям славянофилов, П.Я. Чаадаев выразил еще до того, как последние развили свое учение.

Переоценка исторической миссии России Чаадаевым оказалась возможной не только благодаря углублению в изучение предмета, но и тонкости его метафизической концепции. Душу человечества он мыслит не как единую субстанцию, а, предвосхищая учение Вл. Соловьева о всеединстве [см. ниже], как всечеловеческую душу, не отвергающую и не поглощающую в себе души каждого народа. Если же у народа есть душа, если он суть личность, то возможно и изменение в его исторической судьбе, исправление его в историческом поведении. Поэтому, когда Чаадаева упрекали в отсутствии патриотизма, то есть любви к Родине, он, опираясь на свои метафизические представления, отвечал, что любит Россию будущего, любит ее метафизическую личность, но при этом ненавидит российскую действительность.

б/. Философские идеи славянофилов

К наиболее значительным философам-славянофилам относят И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.В. Самарина. Наиболее ярко философские идеи славянофилов были выражены в творчестве основателей движения Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) и Алексея Степановича Хомякова (1804-1860).

Приступая к осмыслению философии Киреевского и Хомякова, отметим, что они оба были поэтами, причем не только в стихах, но и в жизни. Изложение же философского учения поэта - трудная, ответственная и неблагодарная задача. Поэт постигает истину интуитивно и даже в философском трактате выражает ее как художник - часто с помощью метафор, рассчитывая на интуицию, сотворчество, да и догадливость читателя. Подобная манера философствования хороша именно для зачинателя традиции, поскольку по сути своей предполагает дальнейшую интеллектуальную работу над развитием определенного круга идей.

Как ясно уже из сказанного, литературная деятельность Киреевского и Хомякова была многообразной. Философские идеи обнаруживаются в различных жанрах их словесного творчества. Но они писали и собственно философские статьи. К последним следует отнести очерки Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии», а также статьи Хомякова «О современных явлениях в области философии (письмо к Ю.Ф. Самарину)», «По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России».

Уже название работ позволяет указать на одну из важнейших характеристик славянофильской философии, – их критика современной западной философии была сопряжена с осмыслением и критикой истории развития западной культуры как таковой. Ибо философию они мыслили в качестве существеннейшего и неотъемлемого элемента этой культуры. Преодоление трудностей, возникших в западной философии, о которых упоминалось в предыдущих главах учебника, по мысли славянофилов, возможно лишь в русле создания нового просвещения, опирающегося на иные чем на Западе основания. Обнаружение этих оснований в истории отечественной культуры и исследование их является несомненной заслугой родоначальников славянофильства.

Основные идеи теоретической философии славянофилов выдвинул Киреевский. Он попытался в русле традиции философии отцов православной церкви решить труднейшие теоретические вопросы, возникшие в западной философии XIX века. Но каковы причины, обусловившие кризис западного просвещения? На этот вопрос славянофилы дают вполне обоснованный ответ – рассудочность, рационализм. Рассудок стал главным элементом западной культуры, высшим критерием ценности, что сделало западную философию и западное просвещение односторонним. Киреевский и Хомяков убедительно показали, что цельность является мерой оптимума культуры, оптимумом духовной жизни и, наконец, оптимумом развития философии.

Весьма существенно, что цельность у Киреевского становится основной идеей гносеологии, ведь гносеология имеет жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования. Характерной чертой его гносеологии является доверие к различным формам опыта - чувственному, рациональному, эстетическому, нравственному, мистическому. В цельном знании рассудочная деятельность разума является только одним из необходимых элементов, наряду с другими – эстетическим чувством, нравственным опытом и даже мистической интуицией. Но и мистический опыт устанавливает связь человека с Богом, ни в коем случае не является судьей над другими формами опыта. Его данные «металогичны», но этот сверхрациональный элемент не делает его высшим способом познания, идеальным для всех других форм, определяющим как чувственное, так и рациональное познание.

Историософская проблематика получила глубокую разработку в творчестве Хомякова. Он посвятил ей многотомный труд под названием “Семирамида”. Изучая всемирную историю, Хомяков пытается понять «русскую идею», осмыслить роль нашего отечества в мировом историческом прогрессе.

Мировая история мыслится им как драма, а народы - как действующие лица этой драмы. Они свободны, то есть не являются винтиками общественно исторического процесса или актерами, разыгрывающими написанную Богом пьесу, а творят историческую реальность. Лицо народа, то есть специфическое сочетание его духовных качеств, формируется в историческом процессе. Благодаря свободе, народы находятся в процессе внутреннего брожения и во внешних столкновениях друг с другом. Названные процессы способствуют историческому творчеству: рождению новых народов-личностей с новыми духовными качествами. Но история не есть царство свободы и произвола. В ней философ допускает действие Провидения, что ясно из знаменитого стихотворения, написанного Хомяковым перед Крымской войной и обращенного к России:

Тебя призвал на брань святую,

Тебя Господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую,

Да сокрушишь ты волю злую

Слепых бездумных, буйных сил (...)

Но помни: быть орудьем Бога

Земным созданьям тяжело.

Своих рабов он судит строго,

А на тебе, увы! как много

Грехов ужасных налегло!,

Сочетание свободы, творчества и провиденциальности, которое полагает Хомяков в историческом процессе, указывают на христианскую традицию, которой он следует, формулируя основные идеи историософии. И не случайно, что смысл исторического творчества он связывает с адекватным принятием истины, данной человечеству христианством. В результате исторического творчества появляется народы, духовные качества которого в разной степени способствуют принятию христианской истины, на основе которой народ создает культуру. По мысли Хомякова, духовные свойства русского народа наиболее благоприятны для правильного понимания христианства, а русская культура, русская жизнь в своих, конечно, лучших чертах, отразила христианский идеал. Но идеал этот слишком высок, поэтому и дальнейшая история России будет трудным путем самостоятельного духовного просветления истиной, трудным путем ее познания. Однако творчество новых христианских форм жизни, создание собственно христианской культуры, по мнению Хомякова, возможно только в условиях соборности, то есть свободного подчинения многих высшим ценностям, где происходит общая, согреваемая и освещаемая любовью познавательная работа. И эта соборная работа должна осуществляться в содружестве с другими народами, используя опыт других народов, но ни в коем случае не на путях простого подражания, убивающего творческие силы страны.

Ни Киреевский, ни Хомяков не создали развитой философской системы, но их идеи не остались незамеченными. Цельное знание, сочетающее в себе чувственный, рациональный и сверхрациональный элементы, а также соборность, лежащая в основе общественной жизни, были идеалами для славянофилов, и эти идеалы вдохновили многих русских философов, предопределив в известной мере направленность развития отечественной философии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б.. Введение в философию..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские идеи западников и славянофилов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги