рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А/. Пространственно-временное бытие

А/. Пространственно-временное бытие - раздел Философия, Введение в философию Как Было Замечено Еще Мыслителями Древности, В Непосредственном Опыте Нам Дан...

Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ: в мире есть солнце, звезды, наша Земля, а на Земле - люди, растения, животные, моря, реки и проч. Все эти предметы постоянно изменяются, движутся - солнце всходит, облака сгущаются, на растениях появляются весной листья и т.д. Внутренний опыт свидетельствует о существовании психических явлений - чувств, мыслей и проч. Они тоже изменчивы - радость сменяет печаль, которая может усиливаться, либо затихать и т.д.

Всякое состояние вещей, возникающее во времени и после большего или меньшего промежутка времени исчезающее, отходящее в область прошлого, в философии называют реальным событием, реальностью. Еще для обозначения изменяющейся реальности используют слово процесс, особенно тогда, когда имеется ввиду связный ряд событий, например, процесс постройки дороги, процесс созревания яблока и проч. В событиях и процессах следует различать содержание и форму. Все они имеют форму времени, т.е. большую или меньшую продолжительность. Содержание их - то, чем наполнена форма, например, в событии сверкания молнии, форма есть секунда, а содержание - свет.

В философии различают психические и материальные события. Словами материя, материальный обозначают все то, что имеет относительно непроницаемый объем и подвижно в пространстве. Психические (душевные) события существенно отличаются от материальных. Психические события имеют временную форму, но не имеют пространственной. Сумма психических и материальных процессов составляет мир реального бытия.

Итак, мир, данный нам в непосредственном опыте, существует в пространственно-временной форме. Если изучение бытия не углублять дальше его пространственно-временных характеристик, то оно предстанет как нечто раздробленное, состоящее из частей, которые лишь внешним, формальным образом связаны друг с другом. Наиболее очевидная внешняя форма, в которой выражается раздробленность мира, есть внешний пространственный порядок вещей, то есть внеположенность вещей в отношении друг к другу: дерево и парящий над ним ястреб занимают два разных места в пространстве и, по-видимому, все содержание бытия одного из этих существ обособлено от содержания бытия другого. То объединение их, которое получается благодаря тому, что оба они находятся в одном пространстве, вследствие чего ястреб, например, может приблизиться к дереву и сесть на него, имеет лишь внешний характер, поскольку содержание того и другого существа остается внеположным друг другу, занимающим разные объемы пространства.

Другая, еще более глубокая пропасть между содержаниями элементов (частей) бытия открывается во временном порядке мировых процессов. Два события, совершающиеся в разное время, например, вчерашняя радость свидания с давним другом и сегодняшнее наслаждение музыкой, наполняют два разных отрезка времени, отделенные друг от друга двадцатью часами. Внеположность двух названных содержаний реальных процессов во времени более глубока, чем пространственная внеположность, поскольку в пространстве вещи могут быть все же внешним образом приближаемы друг к другу, а во времени, хотя оно и объединяет все события как единое время, ни одно событие, отошедшее в область прошедшего, не может быть перемещено и приближено к настоящему. Они как бы проваливаются в бездну, из которой нет возврата. Понятно поэтому, что философы, не допускающие никакого другого бытия, кроме пространственного и временного, строят онтологические системы, утверждающие глубокую раздробленность мира, разобщенность разных частей его, непреодолимую внеположность их в пространстве и во времени. Мировоззрение, опирающееся на данную онтологию, называется «актуализмом». Яркий пример такого мировоззрения дает философское учение Гераклита. Для того чтобы лучше понять те трудности, которые испытывает современный приверженец актуализма, подробнее рассмотрим понятия пространства и времени.

Время есть форма событий. Во времени мы различаем прошлое, настоящее и будущее. Происходящие в нем события находятся друг к другу в отношениях "прежде", "после", "одновременности", а также - "смежности" или удаленности друг от друга. Длительность времени измеряют такие единицы, как год, сутки, час, минута, секунда.

Важно учитывать, что время делимо до бесконечности - можно получить миллионную долю секунды, которую также можно делить. Неделимо только то, что называют "момент" времени, ибо он не имеет длительности. Моментом времени называется граница между двумя частями времени.

Важнейшее свойство времени - внеположность его частей в отношении друг к другу: например, первая, вторая, третья и т.д. секунды каждой минуты находятся вне друг друга. Отсюда следует, что также и содержание всякого события и процесса, имея временную форму, раздроблено как и само время до бесконечности: содержание события в каждый следующий момент есть нечто новое в сравнении с предыдущими моментами, находящееся вне предыдущих моментов, содержание которых стало уже безвозвратно прошлым. В этом смысле русский философ Л. Лопатин говорил, что события разворачивающиеся во времени обладают свойством "непрерывной исчезаемости".

Пространство есть форма материальных процессов. У времени только одно измерение, одно направление течения его - от прошлого к будущему. У пространства - три: вниз, в длину, в ширину. Отсюда ясно, что отношения между вещами в пространстве более разнообразны, чем отношения между событиями во времени, например, это такие отношения, как "вверх", "вниз", "спереди", "сзади", "далеко", "близко", "смежно".

Пространство, так же как и время, делимо до бесконечности. Возьмем математическую линию, т. е. линию, имеющую только одно измерение, только длину, но не имеющую трехмерного объема и не имеющую двумерной плоскости. Положим, длина какой-либо прямой линии равна одному метру. Ее можно разделить на сто частей - это будут сантиметры. Каждый сантиметр разделим на десять частей. Длина каждой из этих частей будет один миллиметр. Как ни мала эта линия, все же у нее есть длина и потому ее можно опять разделить и так далее до бесконечности.

Неделимы на части только "точки", потому что точка не имеет измерений: она не имеет ни длины, ни ширины, ни высоты. Свойства точек пространства подобны свойствам моментов времени. Пространство, как и время, делимо до бесконечности, следовательно, на линии длиною в один сантиметр существует бесконечное множество точек. Между каждыми двумя точками находится еще точка и т.д. до бесконечности. В этом смысле ряд точек на линии есть непрерывный ряд. Однако это не значит, что линия есть сумма точек. Точка не имеет длины, следовательно, сколько бы точек мы не взяли, из них нельзя получить длину линии. Между каждыми двумя точками есть хотя бы ничтожно короткая линия, протягивающаяся между ними. Следовательно, линия более чем непрерывна: она, как и вообще пространство, есть нечто сплошное.

Части пространства, например, первый, второй и т.д. сантиметры всякого метра, находятся вне друг друга; они внеположны в отношении друг друга. Отсюда следует, что и содержание протяженного, т.е. имеющего пространственную форму, предмета раздроблено, как и само пространство, до бесконечности: оно состоит из частей, находящихся сполна вне друг друга.

Итак, время есть форма всех процессов - и психических, и материальных. Пустого времени, которое текло бы без психического или материального содержания, нет. Пространство есть форма материальных процессов. Пустого пространства нет; оно всегда наполнено содержанием какого-либо материального процесса.

Если пространство есть форма материальных процессов, то ежемгновенное отпадение содержания процессов в прошлое есть вместе с тем отпадение в прошлое их пространства и рождение нового пространства. Таким образом пространство материальных процессов неразрывно связано с временем. Пространство есть всегда пространство-время. Это учение высказывают не только философы, но и современные физики (концепция пространственно-временного континуума).

Строение времени и пространства рассмотрено здесь подробно потому, что, мысля о составе мира, необходимо представлять себе точно "непрерывную исчезаемость" событий во времени. Продумав до конца данную особенность реального бытия, мы, подобно Гераклиту, сталкиваемся с трудностью решения вопросов о смысле жизни и познаваемости мира. Обладая знанием о "непрерывной исчезаемости" событий, поставим вопрос, состоит ли мир только из событий и процессов или в нем есть бытие, не имеющее временную форму и потому неизменное?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А/. Пространственно-временное бытие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги