рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфический предмет философии

Специфический предмет философии - раздел Философия, Введение в философию   Популярные В Современной Культуре Понятия “Научной Картины Ми...

 

Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить лишь применительно к искусству, поскольку только искусство отображает мир в конкретно-чувственной форме, в качестве образа, то есть как единое целое. Специальные и философские науки создают “картину мира” в форме понятий, а не образов, следовательно, в буквальном смысле слова картину не создают. Категорией “картина мира” некоторые современные ученые пытаются заменить уже знакомое нам понятие “мировоззрение”, имея в виду общее понимание мира. Смысл этой замены станет ясен из последующего изложения.

В связи с огромными практическими успехами специальных наук в Новое время в умах интеллигенции, то есть людей, занимающихся умственной деятельностью, возникла мысль о возможности создания цельного научно обоснованного мировоззрения на основе одной специальной науки или путем изучения основных выводов, всех специальных наук. Первая точка зрения, сторонником которой был, например, известный нам по школьной программе герой тургеневского романа “Отцы и дети” Базаров, опровергается весьма просто: всякая специальная наука знакомит нас только с частью мира, поэтому попытки построить на ее выводах мировоззрение всегда ложны в силу односторонности. Конечно, построить метафорическую “картину мира”, а по сути создать теорию, целостно объясняющую физические, химические или другие процессы, вполне возможно.

Вторая точка зрения, полагающая возможность создания цельного научно обоснованного мировоззрения на основе изучения выводов всех специальных наук, выглядит более основательно. Она отождествляет философию с энциклопедией научного знания. Так понимает философию одно из направлений философской мысли - позитивизм, основателем которого был О. Конт. Это мнение опирается на мысль о том, что мир или бытие без остатка разделены на области изучения отдельных специальных наук, поэтому для философии, как особой науки, не остается особого предмета. История науки представляется позитивизмом как процесс отделения от философии специальных наук, и следовательно, постепенное ее уничтожение.

Однако, можно доказать, что данное мнение несостоятельно. Первый аргумент доказательства был выдвинут еще в ХIХ веке. Суть его в следующем. Науки в настоящее время охватывают такое множество знаний, что фактически даже самые всеобъемлющие умы не в состояние охватить всего существующего знания. Данный аргумент потерял в какой-то мере силу в связи с “компьютеризацией” современной культуры. Но существует еще один аргумент: энциклопедия научного знания не является научно обоснованным мировоззрением. Сумма всех знаний есть только набор знаний, а не цельное, то есть систематическое мировоззрение. Так, изучив энциклопедический словарь во всех его томах, мы получим знание, но не приобретем никакого мировоззрения.

Но почему это так? Дело в том, что каждая наука в процессе изучения своего специфического предмета исходит из ряда особых посылок и понятий, которые она не опровергает, а берет в готовом виде, как основу своей будущей работы. Таковы понятия “причинная связь”, “бытие”, “качество” и т.п., посылки - “каждое явление имеет свою причину” и проч. Наряду с понятиями и посылками, общими всем или нескольким наукам, каждая наука имеет и свои особые, отдельные понятия и посылки. Так, естествознание в настоящее время отвергает понятие “цели явлений” и ищет только внешние причины явлений, а обществоведение (например, история, политическая экономия) не может обойтись без понятия “цели”, поскольку всякое объяснение исторических явлений сводит к стремлениям людей, то есть к цели их деятельности. Другой, школьный пример указанной выше особенности взаимодействия наук: понимание “атома” в физике и химии. В химии, как известно, атом понимается как простая, неделимая частица, а в физике он же мыслится обладающим структурой. Из сказанного следует, что если мы суммируем итоги или выводы отдельных специальных наук, то они не уложатся в непротиворечивую систему, а составят набор противоречивых суждений. Поэтому нужна особая наука, которая уясняет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и таким образом создает систему цельного знания. Она уясняет, например, что такое “причинная связь” вообще, как она возможна, какие виды ее могут быть в разных областях бытия, каково отношение между внешней причиной и целью и т.п. Такая наука и есть философия.

Философия развивается в теснейшей связи с развитием специальных наук. Последние в своих посылках и выводах дают ей конкретный материал, который она обрабатывает в систему цельного знания. Философия не опирается на выводы специальных наук, как на готовые истины, из которых она должна исходить, ибо ее задача придать точную научную форму этим выводам, связав их в единую систему. Философия, сопоставляя выводы специальных наук, очищает и уточняет их, ибо никакое знание не может считаться законченным и достоверным, пока оно не сопоставлено с другими знаниями и не выражено в непротиворечивой универсальной системе знаний. Философия, как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении, есть, таким образом, самостоятельная наука, образующая и основу, и завершение всех частных или специальных наук.

Приведенные аргументы, взятые из отечественной философии ХХ века [см.: 31, с. 9-11], опровергнуть трудно, но к сформулированному выше выводу, касающемуся понимания специфического смысла и предмета философии, можно относиться скептически. Ведь, если специальные науки постоянно развиваются, развивая и уточняя имеющуюся систему знания, то основанное на этой системе цельное непротиворечивое мировоззрение может быть мыслимо лишь как идеал. С другой стороны, достоверность философского знания прямо и непосредственно не может быть подтверждено ни эмпирически, то есть опытным путем, ни математически. Наука же Нового времени в качестве основного критерия достоверности полагает в первую очередь опыт и математическую обоснованность знания. Более того, в отличие от знаний, полученных специальными науками, грубо понимаемая практическая польза у философских знаний, то есть цельного мировоззрения, отсутствует. На этом основании можно отказаться от цели создания научного, логически непротиворечивого мировоззрения, заменить понятие “мировоззрение” на понятие “философская картина мира”, противопоставить философскую картину мира его научной картине, а саму философию трактовать не в качестве науки, а как своеобразную систему знаний, сочетающую в себе элементы научности, искусства и религии (мистицизма). Так и поступают многие современные философы, не отказываясь при этом в своей научной деятельности от выполнения функции проверки достоверности знаний, полученных в специальных исследованиях [см., напр.: 25].

Приведенные доводы, обосновывающие скептицизм по отношению к возможности существования специфического предмета философии, не должны смущать изучающего философию, поскольку они не опровергают приведенного ранее интеллектуального построения. Более того, следует помнить, что наука, как знание, осуществляемое путем свободного личного искания истины, предполагает существование противоречащих, а часто и противоположных идей по большинству актуальных проблем. В этом смысле нелепо мыслить проблему специфического предмета философии как исключение. К сказанному добавим, что сторонники позитивизма, отказываясь от воплощения идеала познания, не добавляют науке авторитета, а, скорее, демонстрируют свою слабость.

Еще один аргумент в пользу позитивизма возникает при сопоставлении философии и искусства. Художественное творчество, имеющее в качестве предмета эстетический, ценностный аспект бытия, по определению, отображает его как целое. Ведь прекрасное, как обязательный момент содержания произведения искусства, есть проявление целостного, образного постижения бытия художником. Но только эстетическим содержанием искусство не ограничивается. Познавательный момент, по содержанию часто родственный философскому знанию, тоже присутствует в нем. Не случайно о многих писателях, художниках и даже композиторах говорят, как о философах. Русская культура особенно значительна в этом плане: величайшие открытия в области философского знания сделаны в творчестве писателей-философов Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, поэтов-философов А.С. Хомякова и В.С. Соловьева. Поэтому справедливо выглядит мысль о том, что художник способен открыть истину, родственную философской. Но означает ли сказанное, что философия должна перестать быть наукой и слиться с искусством. Думается, нет. Ведь писатель, а тем более поэт, постигает истину интуитивно, а выражает метафорически. Для ее осознания необходимы дополнительная проверка и творческая аналитическая работа в направлении создания цельного научного мировоззрения, то есть в рамках специфического предмета философии. Эстетический опыт художника в философии проходит сквозь «логическое иго» рационального, научного мышления. И в этой связи стоит вспомнить, что русская философия много внимания уделяла осмыслению идей, высказанных в художественных произведениях русских писателей и поэтов. Да и, названные выше, писатели и поэты гениально проявили себя не только как художники, но и как ученые-философы. Таким образом, и в отношении к искусству философия проявляет себя как специфическая наука, имеющая целью создание целостного научного мировоззрения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфический предмет философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги