рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира - раздел Философия, Введение в философию   Исследование Мирового Бытия В Русле Органического Мировоззрен...

 

Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля, св. Августина, Н. Кузанского, Р. Декарта и многих других признается, что единая система мирового бытия могла возникнуть не сама собой, а благодаря более высокому, чем мир, сверхмировому началу. Исследование этого начала составляет особый раздел онтологии, точнее, метафизики - естественную теологию.

Как было показано выше, более тонкую и обоснованную онтологическую систему дает учение теизма, настаивающее на несоизмеримости Бога с миром и онтологической пропасти между ними [см. параграф, посвященный эпохе Возрождения]. Одна из существенных сторон Бога или Абсолютного начала просто и ясно установлена в труде русского философа С. Франка "Предмет знания". Все то, пишет Франк, что имеет характер определенности, например "белизна" или буква А, подчинено трем законам, которые называют логическими законами мышления, именно закону тождества ("всякое А есть А"), закону противоречия, (то есть, точнее, невозможности противоречия: "ни одно А, не есть не А") и закону исключительного третьего ("всякий определенный элемент мира есть или А, или не А"), Эти законы не только логические, то есть такие, которым подчиняется наше мышление об определенностях, но и онтологические, то есть законы о свойствах самого бытия определенностей.

Всякая определенность, рассуждает Франк, например А, обладает своеобразным характером, поскольку она отличается от всех других определенностей, находящихся в мире, от Б, С и т. д., от желтизны, от точки, от справедливости и проч.; все другие определенности суть не - А в сравнении с А. Итак, чтобы быть определенностью, нужно быть членом целого, состоящего из "А+ не А", причем "не - А" есть все царство определенностей за вычетом А. Следовательно, быть определенностью можно не иначе, как находясь в системе всех мировых определенностей, взаимно отличных друг от друга. Отсюда следует, что бытие не сводится только к сумме определенностей. В самом деле, определенность А мыслима только как не самостоятельный, до конца не обособленный член комплекса "А + не - А". Для взаимной соотнесенности всех элементов этого целого должен существовать выше этого целого источник так соотнесенных друг с другом элементов. Сам он уже не может быть подчинен закону определенности: если бы он был подчинен ему, он был бы одним из элементов системы мира, соотнесенным со всеми определенными элементами его, и, следовательно, в отношении к нему возник бы вопрос: кто сотворил его так, что соотнес его со всеми элементами мира.

Таким образом, основа мира есть существо, стоящее выше логических законов, то есть существо металогическое (сверхлогическое). Мир есть система множества существ, а основа мира есть сверхсистемное начало. Отсюда следует, что у Бога нет свойств, которые могут быть выражены понятиями, заимствованными из области мирового бытия. Он несравним и несоизмерим с миром. На всякий вопрос о свойствах Бога, подобно тому, что есть в мире, приходится отвечать отрицанием. Есть ли Бог дух? Нет. Есть ли Бог разум? Нет. Есть ли Бог бытие? Нет, и т. д. Эти отрицания приводят к мысли, что Бог есть Ничто, правда, Божественное Ничто. Такое учение о Боге называют отрицательным богословием. В греческой философии обстоятельно разработано подобное учение о высшем начале Плотином (204-269 гг.). В Индии оно содержится в учении о Нирване; в Китае - в учении о Дао, выработанном Лао-Цзы. В христианской науке отрицательное богословие выражено в творениях философа VI века Дионосия Ареопагита под влиянием новоплатонизма Плотина и особенно его последователя Прокла (411-485 гг.), последнего великого представителя древнегреческой философии.

Чтобы точно понять смысл слов "Божественное Ничто", нужно различать два вида отрицания. Положим, на вопрос, есть ли в этой комнате рояль, мы получим ответ "нет". Есть ли в ней диван? - "нет". Такие отрицания ведут вниз, к пустоте. Совсем иной характер имеют отрицания, ведущие к Божественному Ничто: они указывают на то, что Бог стоит выше всякого мирового бытия, которое всегда неполно, всегда ограничено, и будучи ограниченным, всегда полно отрицаний. Поэтому всякое "что" в мире всегда мало для Бога: он всегда Сверхчто. Отрицания, ведущие вверх к Сверхчто, указывают на то, что в Боге нет ничего, содержащего в себе отрицание; следовательно, в действительности они суть отрицания отрицаний. Поэтому их можно выразить в следующей положительной форме: Бог есть начало, сверхличное, сверхразумное, сверхдуховное и т. д. Он даже есть начало сверхбытийственное: если наше ограниченное существование есть бытие, то Он, конечно, стоит выше бытия. С. Франк прекрасно выразил это в своей книге "Непостижимое", говоря, что Бог не существует, а "божествует".

Если мы приходим к Богу как Божественному Ничто только путем умозаключений, религиозное отношение к нему не может возникнуть. Последнее опирается на религиозный опыт, в котором участвует все существо человека - его ум, воля, чувство. При виде звездного неба, восхода солнца, грандиозного пространства с высоты горы, в величественном храме, в местах великих исторических событий, под влиянием прекрасного музыкального произведения, находясь в смертельной опасности, человек иногда внезапно начинает сознавать присутствие чего-то "Совершенно Иного", не сравнимого ни с чем земным. Величие, абсолютная мощь и превосходство этого начала производит впечатление полноты бытия. Его-то и называют религиозным опытом "встречи" с Богом, свидетельствующим, что Бог есть. Лицо, имеющее этот опыт, говорит Владимир Соловьев, в такой же мере не нуждается в других доказательствах бытия Бога, как человек, видящий поля и луга, залитые солнечным светом, не нуждается в доказательствах того, что солнечный свет существует.

Религиозный опыт служит источником положительного богословия, согласно которому Бог есть личность абсолютно совершенная. Сочетание отрицательного богословия с положительным приводит к мысли, что Бог есть существо Сверхлично-личное. В основе христианства, в отличие от других религий, лежит догмат о троичности: Бог един по существу и троичен в Лицах. Это учение получено человеческим умом из Откровения и не может быть доказано нашим разумом. В истории богословия и философии, особенно отечественной, есть остроумные и глубокомысленные учения об этом догмате, но они не доказательства Троичности, а только попытки понять значение трех аспектов бытия Бога. Особенно важно в этом догмате учение о том, что Лица Св. Троицы не изолированы друг от друга, а единосущны. Это понятие имеет существенное значение для нашей теоретической деятельности познания мира: сотворенные Богом личности тоже не изолированы друг от друга, а единосущны друг с другом, правда, лишь частично. Не менее важное значение имеет учение о том, что Бог есть Любовь не только в отношении к миру, но и в Своей внутритроичной жизни, осуществляющей идеал любви, как приобщения к своей личности другой любимой личности во всей полноте ее бытия. Любовь друг к другу Лиц Св. Троицы есть осуществленный идеал единодушной жизни любящих друг друга личностей, поэтому она имеет огромное значение для нашей практической деятельности, как абсолютное добро, служащее для нас указанием цели, к которой мы должны стремиться в своих отношениях друг к другу.

Таким образом, учение о Боге как Св. Троице есть фундамент и купол христианского миропонимания. В христианской философии данное положение используется как постулат, то есть требуемое умом и совестью допущение. Но она имеет полное право опираться на него, ибо в других, даже атеистических философских системах есть свои постулаты, столь же недоказуемые как догмат Троичности.

Осмысление проблемы естественной теологии позволяет углубить понимание вопроса о соотношении религиозной и научной картин мира. Религиозная картина мира опирается только на религиозный опыт и на Священное писание, хотя и претендует на целостность, поскольку пытается охватить все аспекты бытия, но по сути целостного мировоззрения не создает, поскольку исключает научное знание. В основе ее лежит не разум, а вера. Естественно-научная картина мира, поскольку не рассматривает проблем метафизических, тоже не обладает целостностью. Она принципиально отличается от религиозной, так как не использует религиозные догмы в качестве исходных знаний и допущений, а пытается строить систему знания в опоре на опытное изучение природы и разум (математику).

Однако, глубокая философская продуманность проблемы бытия в определенных системах мировоззрения, прежде всего в органических, приводит мыслителей, как показано выше, к необходимости полагания Бога в системе бытия, но уже не как предмета веры, а как логически обоснованной истины. На основании этого возможны философские построения, органически совмещающие научное и религиозное знание, веру и разум, эмпирический опыт и опыт религиозный, традиционализм религиозной жизни народа со свободой творчества в области научного исследования и проч. Именно так понимали задачу обновления философии представители одного из направлений в русской философской мысли, связанного с разработкой мировоззренческих идей ранних славянофилов, - В. Соловьев, Н. Лосский, С. Булгаков, С. Франк и др. [33, с. 196-222; 22, с. 309-312].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Естественная теология. Религиозная и научная картины мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги