Б./ Динамическое учение о материи

Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времени и силы. Реальное содержание материи, выражается в виде непроницаемой объемности; оно рассматривается как обнаружение сил отталкивания и притяжения. Согласно гилокинетизму, непроницаемость есть состояние материи, благодаря которому она способна производить действование отталкивания - согласно динамизму, наоборот, отталкивание есть нечто первичное, оно создает непроницаемую объемность материи. Например, когда я давлю рукой на поверхность стола, его материальное бытие состоит в отталкивании моей руки.

Таким образом, материя не есть вечное состояние, неизменное пребывание. Она есть процесс действования, событие, протекающее во времени. Современный натуралист любит подчеркнуть мысль, что материя не находится в покое. Но под этим он понимает лишь то, что непроницаемые сами по себе неизменные частицы вещества постоянно находятся в движении. Динамист идет гораздо дальше: он утверждает, что не только движение частицы материи, но и сама эта частица, сама ее объемность, есть процесс, именно непрестанно возобновляющееся усилие завоевания некоторого места в пространстве.

Непроницаемый объем не может быть создан одной какой-либо силой отталкивания, действующей по одной прямой линии; для всестороннего заполнения какого-либо объема необходимо бесчисленное множество сил, действия которых исходили бы по всем радиусам из одной точки, из одного центра обнаружения сил. Для создания объема все такое множество сил должно быть неразрывно единым, следовательно, в основе этого множества должно лежать единое начало, деятель, стоящий выше этих сил, именно субстанция, как носитель сил. Н.О. Лосский, чтобы подчеркнуть конкретный и деятельный характер этого начала, обозначает его понятием "субстанциальный деятель".

Множество субстанциальных деятелей не могут создать наблюдаемую нами систему природы посредством одних лишь сил отталкивания, так как центры обнаружения сил удалились бы друг от друга на бесконечное расстояние. Поэтому, кроме сил отталкивания, необходимо допустить еще силы притяжения, а субстанциальные деятели представлять как их носителей.

Взаимодействием сил отталкивания и притяжения создается материальная природа, как система тел. Однако динамическое содержание этой природы не сводится только к созданию тел. Субстанциальный деятель создает себе тело, как органическую непроницаемую объемность, и, сверх того, имеет динамическую объемность, распространяющуюся на весь мир. Таким образом, даже в материальной природе можно говорить о взаимопроникнутости до известной степени всего всем.

В материальном процессе следует различать производную внешнюю сторону, имеющую геометрически формальный характер (непроницаемосгь, объемность, перемещение в пространстве), и основную внутреннюю сторону, имеющую динамический характер (усилия, напряжения, отталкивания и притяжения); а глубже этого процесса лежит метафизическая основа его, не имеющая характер процесса, - субстанциальные деятели с их силами. Сами субстанции и силы их, будучи по определению сверхпространственными и сверхвременными, конечно не материальны; только обнаружение сил отталкивания создает материальность.

Рассмотрим внутреннюю сторону материального процесса. Мы сами, как существа, обладающие материальной телесностью, знаем из личного опыта, что действование, выражающееся внешне в форме отталкивания, внутренне переживается как усилие, которому предшествует стремление совершить этот акт. С точки зрения теории динамизма, такой же характер имеют и процессы во внешних для нас материальных телах. Задерживая тяжелую гирю, скатывающуюся по гладкой наклонной плоскости на землю, мы непосредственно воспринимаем противодействующую нам активность как усилие, и, говоря, что падающая гиря стремится к земле, мы имеем право считать это выражение не метафорой, а точным описанием факта. В своей душевной жизни на всех ступенях ее мы находим стремление и усилие как элементы волевого акта; как душевные явления, эти процессы обогащены развитым внутренним содержанием, чувством, знанием. На низших ступенях природы действие отталкивания и притяжения может иметь только то обедненное содержание, которое мы находим в приведенном опыте задержания гири. Психическим нельзя назвать его вследствие неразвитости, но так как оно однородно со стремлениями и усилиями, входящими в состав душевной жизни, то его можно назвать психоидным. Субстанциальные деятели и силы, которыми они обладают, не пространственны: они не простейшие тела и даже не материальные точки и потому нигде в пространстве не могут быть помещены. Центры сил, т.е. исходные пункты обнаружения их деятельности, сами субстанции и их силы сверхпространственны и потому способны обнаруживать свою деятельность в любых местах пространства сообразно своим непосредственным отношениям друг к другу. Некоторыми своими динамическими обнаружениями каждый субстанциальный деятель наполняет все пространство. Поэтому пространство мыслится как форма обнаружений, форма действования всей суммы субстанциальных деятелей. Пространство, будучи формой действования каждой субстанции, есть в то же время одно-единственное, общее всем им пространство. Отсюда следует, что субстанциальные деятели лишь некоторой стороной своей сущности, например со стороны своих сил и содержания их обнаружений, раздельны, а другой своей стороной - тождественны. Другая форма их действования, время, также есть нечто общее всем субстанциальным деятелям. То же самое относится ко всем математическим определениям и множеству других отвлеченно - идеальных начал, имеющих всеобщее значение.

Благодаря своему единосущию, субстанциальные деятели образуют единое целое и своим совместным действием создают всю материальную природу сразу и с ее пространственной формой, и с ее содержанием, так что пространство не предшествует процессам отталкивания и притяжения и, обратно, процессы эти не предшествуют пространству. Вся загадочность действия на расстоянии здесь отпадает. Между субстанциальными деятелями расстояний нет. Точно так же нет расстояний между субстанциальными деятелями и создаваемыми ими продуктами - непроницаемыми объемностями.

Изложенное динамическое учение о материи носит отчетливо выраженный органический и притом идеал-реалистический характер. Материальный процесс здесь рассматривается как система, в которой каждый элемент существует не иначе как на основе целого. Последние элементы материи, будь то атом или податом, электрон или субэлектрон, суть не самостоятельные начала: они относительно самостоятельные стороны целого. Как субстанциальные деятели, они имеют в себе сторону единосущия, без которой невозможны были их деятельности, совместно создающие систему природы [22, с. 20-36].