Сознание

 

Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания.

Термин "сознание" имеет два смысла, весьма отличные друг от друга, хотя и связанные друг с другом. Во-первых, им обозначается совокупность всего, что обладает свойством сознательности. Такой смысл имеет этот термин в выражении "объем сознания". Во-вторых, этим термином обозначается также и самое это свойство сознательности, присущее каждому элементу "объема сознания". Такой смысл имеет это слово, например в суждении: "входя в трамвай, он оттолкнул в сторону ребенка с сознанием того, что он делает".

Сначала установим второе значение этого термина. Самое распространенное понимание его зародилось уже в древней философии и выражено в этимологическом составе слова "сознание". Под ним разумеется свойство психических состояний, выражающееся в том, что они не только совершаются в субъекте, но и существуют для субъекта, поскольку он познает их, дает себе отчет о них. Таким образом, сознательное психическое сознание содержит в себе две стороны: переживание субъекта и возврат субъекта к своему переживанию (рефлексия) для познания его.

Если для сознания необходимы два фактора - психическое состояние и рефлексия на него, то можно допустить, что бывают случаи, когда психическое состояние возникло, а рефлексии на него не последовало; иными словами, можно допустить существование психических бессознательных процессов. Лейбниц, Гегель, Гартман многие другие философы признают существование бессознательно психического. Психика в этом случае как бы делится на два уровня - сознательный и бессознательный. Поскольку сознание осмысливается в связи с теорией познания, сосредоточимся на изучении сознательного его уровня, хотя решение гносеологической проблемы, как будет показано ниже, невозможно без учета тех психических процессов, которые происходят в "подсознании".

В составе сознания с совершенной очевидностью наличествует три слагаемых: нечто сознаваемое, то есть объект или предмет сознания, некто сознающий, то есть субъект сознания и какое-то отношение между субъектом и объектом. Когда я, например, осознаю твердость письменного стола, белизну стены, свою радость, то объектом познания будут твердость, белизна, радость. Твердость не есть сознание твердости. Что же присоединяется к твердости для того, чтобы она была сознанною твердостью? Акт внимания, направленный на твердость, несомненно, имеется в составе сознания твердости. Если мое внимание совершенно отвлекается от твердости и направляется на другие предметы, твердость выпадает из моего сознания. Акт внимания есть своеобразное переживание, он направлен вне себя на предмет, и получает смысл и содержание от предмета, на который направлен. Такие действия называют интенциальными актами.

Субъект сознания есть то существо, которое в онтологии было обозначено словом "Я". Субъект и объект - два разных полюса сознания, отличающиеся друг от друга следующим образом: объектов сознания много, они постоянно сменяются - радость сменяет печаль и проч. - субъект все время есть одно и то же мое "Я".

Установление субъекта сознания позволяет осмыслить понятия "субъективный" и "психический". Когда я, субъект сознания, переживаю радость или печаль и путем различения опознаю их, я нахожу эти процессы как "мои" состояния: они есть проявления моего "я" во времени, моя жизнь. Точно также интенциальные акты, например акт внимания, акт различения, непосредственно испытываются как "мои" акты. Все то, что переживается как "мое", называется субъективным.

Психическим является то, что противостоит материальному. Психические процессы - мои радость, печаль и проч. - имеют только временную форму. Материальный процесс, например отталкивание "мною" неприятного предмета, носит пространственно-временную форму. Материальный процесс тоже может мною осознаваться, то есть быть предметом сознания, поэтому в составе сознания могут находиться не только психические (моя радость), но и материальные процессы. В последнем случае разница между психическими и материальными процессами такова: наблюдаемая субъектом радость имманентна (присуща) не только сознанию субъекта, но и самому субъекту (есть элемент его индивидуальной душевной жизни), тогда как наблюдаемое дерево становится имманентным сознанию субъекта во время наблюдения, но при этом существует отдельно от него, не становится частью его индивидуального бытия.