рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество и индивид

Общество и индивид - раздел Философия, Введение в философию Вопрос Об Отношении Между Обществом И Индивидом Сформулируем Конкретнее: Как ...

Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организации и объединения их в одно целое. Два направления в решении этого вопроса постоянно борются в истории социально-философской мысли. При рассмотрении истории этого противоборства целесообразно употреблять для обозначения этих направлений не общеизвестные термины "индивидуализм" и "коллективизм", которые слишком многозначны, а отвлеченно-философские - "сингуляризм" (или социальный атомизм) и "универсализм".

Социальные воззрения Платона и Аристотеля, а также отчасти и стоиков носят характер "универсализма". Для Платона общество есть "большой человек", некая самостоятельная реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию, особые законы своего развития. По Аристотелю, не общество производно от человека, а, наоборот, человек производен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отдельная от тела, которому она принадлежит. Для стоиков общество есть образец такого мирового, космического единства, которое проникает и объемлет всякое множество, даже саму природу, вселенную. Весь мир они рассматривали как некое общество - "государство богов и людей".

Но уже в античной мысли высказываются идеи в русле социального атомизма. Мы встречаем их в рассуждениях софистов об обществе и власти как выражении борьбы между классами и отдельными людьми. В качестве вполне законченной теории сингуляризм выражен Эпикуром, для которого общество есть не что иное, как результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве общественной жизни.

Средневековое христианское мировоззрение по существу универсалистично - отчасти потому, что оно философски опирается на новоплатонизм и аристотелизм, отчасти же и, прежде всего, потому, что по крайней мере церковь оно должно мыслить как подлинную реальность, как "тело Христово".

Начиная с эпохи Ренессанса, и в особенности в XVII и XVIII веках, снова развивается социальный атомизм. Гассенди и Гоббс возобновляют материалистический атомизм Эпикура, а с ним вместе и социальный атомизм. Гоббс хотя и считает общество "Левиафаном", огромным целым телом, но подчеркивает, что это - тело искусственное, составленное для преодоления естественной раздробленности на отдельных индивидов, "борьбы всех против всех".

В XVIII веке преобладает представление об обществе как искусственном результате "общественного договора", сознательного соглашения между отдельными людьми. В особенности нужно отметить, что и социализм - вопреки своим практическим тенденциям - теоретически почти всегда опирается на социальный атомизм. Социализм - подобно социальной философии Гоббса - именно потому требует принудительного "обобществления", как бы насильственно внешнего сцепления или склеивания в одно целое частиц общества - отдельных людей, что представляет себе общество онтологически и в его "естественном" состоянии именно как хаотическую груду и анархическое столкновение его отдельных индивидуальных элементов. Таково, например, характерное учение Маркса об "анархии производства"; с этим, правда, в марксизме непоследовательно сочетается универсалистическое учение о подлинной реальности "общественных классов".

Сингуляризм или социальный атомизм есть простое выражение позитивизма или точки зрения "здравого смысла" в социальной философии. Обычно говорят: если мы не хотим впасть в какую-то туманную мистику или мифологию в понимании общества, то можно ли вообще видеть в нем что-либо иное, кроме именно совокупности отдельных людей, живущих совместной жизнью и стоящих во взаимодействии между собой? Все разговоры об обществе как целом, например об "общественной воле", о "душе народа", суть пустые и туманные фразы, в лучшем случае имеющие метафорический смысл. Никаких иных "душ", кроме индивидуальных, в опыте нам не дано, и наука не может не считаться с этим. Общественная жизнь есть в конечном счете не что иное, как совокупность действий, вытекающих из мысли и воли; но действовать, хотеть и мыслить могут только отдельные люди.

Но общество есть некий согласованный порядок. Как же его объясняет социальный атомизм? Здесь мы встречаемся с двумя возможными типами объяснения. Старый наивный социальный атомизм, связанный с рационалистическим индивидуализмом XVIII века, представляет себе всякую согласованность, всякое единство общественной жизни возможными только в результате сознательного, умышленного сговора между отдельными людьми. Люди, в своих общих интересах, сговариваются между собой о том, что все они будут соблюдать известный общий порядок жизни, по возможности не мешать и не вредить друг другу, подчиняться общим правилам, сообща избранной власти и т. п. Единство общества есть результат добровольного, умышленного согласования воль и сотрудничества действий между отдельными людьми. В этом, по существу, и состояла знаменитая когда-то теория "общественного договора", разработанная Гоббсом, Дидро, Руссо и др.

Данная теория не выдерживает простейшей критики. Дело в том, что наряду с порядками, действительно "сознательно" введенными через законодательство, мы встречаем в обществе много общего, единообразного, упорядоченного, что никем не было сознательно "введено", о чем никто никогда не думал и к чему никто умышленно не стремился. И притом именно эта последняя область общественной жизни есть основная, господствующая в ней сторона. Кто когда-либо сговаривался, например, о введении общего для всего народа языка? Ясно, что этого не могло быть уже потому, что самый сговор уже предполагает взаимное понимание, т.е. общность языка.

Кроме того, существуют нравы, обычаи, мода, даже право, поскольку оно есть обычное право, цены на товары. История показывает, что и само государство и государственная власть возникают и существуют именно в таком же порядке, "сами собой", а не являются итогом сознательного общественного соглашения. Только на основе этого стихийно и неумышленно сложившегося общего порядка и единства возможно в дальнейшем, в некоторых частных и ограниченных областях и случаях, умышленное соглашение или вообще умышленное, сознательное воздействие на общественную жизнь отдельных людей - вождей, народных представителей, государственных деятелей.

Не так наивно-просто, а гораздо более серьезно смотрит на дело другой вид социального атомизма, возникший в XIX веке в результате преодоления первого его вида. Философски наиболее точно и ясно он формулирован в "Социологии" Георга Зиммеля.

Общественность, согласно Зиммелю, формируется не в результате умышленного соглашения - оно суть никем не предвидимый и сознательно не осуществляемый итог стихийного скрещения воль и стремлений отдельных людей. Человеческие стремления и действия имеют, кроме сознательно ставимой ими цели, еще другие, не предвидимые их участниками последствия. И в особенности это имеет место, когда они скрещиваются между собой. По большей части люди вообще достигают на деле не того, к чему они сами стремились, а чего-то совсем иного, часто даже им самим нежелательного. Вожди французской революции хотели осуществить свободу, равенство, братство, царство правды и разума, а фактически осуществили буржуазный строй; так по большей части бывает в истории. Так складываются обычай, мода, тропинка в лесу, общественная цена на товар.

Данное учение, будучи само по себе, в качестве простого констатирования, очевидно и безусловно правильным, имеет тот существенный недостаток, что в действительности не объясняет именно того, что здесь подлежит объяснению - отчего от скрещивания воль возникает порядок, общность.

Универсализм: если проникнуться сознанием, что общество есть конкретное единство, некое реальное целое - целое не в смысле простой суммы или совокупности отдельных людей, а в смысле первичной и подлинной реальности, - то почти неизбежно возникает представление об обществе как о живом существе, имеющем аналогию с чувственно воспринимаемым индивидом, например с отдельным человеком или вообще каким-либо биологическим организмом. На этом пути мысли возникает так называемая "органическая теория общества", утверждающая аналогию или даже тождество между обществом как первичным живым целым и организмом.

Эта теория имеет очень давнее происхождение, так как она в известном смысле как бы напрашивается сама собой. Одна из первых ее формулировок находится в известной из древней римской истории "басне" Менения Агриппы, с помощью которой он, по преданию, прекратил борьбу между патрициями и плебеями указанием, что разные классы общества исполняют функции разных органов тела и что без мирного сотрудничества здесь, как и там, невозможна жизнь целого. Выше было уже указано, что такого "органического" воззрения на общество придерживались Платон и Аристотель. В Ветхом завете мы встречаем неоднократно уподобление израильского народа живому существу, например "невесте" или "жене" Бога. Христианская церковь сознает себя как живое всеединство, как единое мистическое "тело Христово", а отдельных членов церкви - органами этого тела.

Не прослеживая дальнейшую историю этого воззрения, укажем лишь, что в социологической литературе XIX века оно с наибольшей резкостью и отчетливостью представлено в теории Спенсера, Шеффлэ, Лилиенфельда, Ренэ Вормса. Они пытаются эту аналогию общества с живым организмом обосновать множеством соображений и выразить в форме строго логического учения о тождестве - полном или почти полном - между общественным и биологическим организмом.

Однако, каково бы ни было сходство между единством общества и единством биологического организма, нельзя упускать из виду того существенного различия между ними, что единство общества носит духовный характер, что связь между членами общества, из которой слагается или в которой выражается это единство, есть связь духовная, тогда как в биологическом организме связь клеток в теле, при всей непонятности ее для нас, есть все же какая-то натурально материальная связь. Совершенно очевидно, что это объясняется именно тем, что связь между членами общества духовна, а не материальна, а потому и сверхпространственна, что она есть связь между сознаниями людей; отсюда само собой ясно, что все тождества, которые эта теория находит между обществом и биологическим организмом, вроде уподобления правительства - центральной нервной системе, железных дорог - кровеносным сосудам и т. п., - в лучшем случае суть занятные аналогии, и за которым скрыты очень существенные различия.

Возвращаясь к истории вопроса, нельзя не отметить, что в социально-философской мысли XX века противостояние двух названных направлений продолжается. Ряд социологов, начиная со Спенсера, развивают "универсалистическую" теорию общества как биологического организма, но наталкиваются на резкую критику со стороны представителей противоположного направления общественной мысли. Во французской социологии "универсалисты" Дюркгейм и Эспинас борются с сингуляристом Тардом и проч.

В русской социально-философской мысли, начиная со славянофилов, преимущественно господствовал универсализм, соответствующий православной церковной традиции. Оригинальность и новизна подхода русской религиозной философии к онтологической природе общества состоит не просто в стремлении развить и углубить известную органическую теорию общества, но и в преодолении ее недостатка - полагания механистическою характера взаимосвязей индивидов в обществе путем введения в социологию нового представления о социальной солидарности, которое определяется с помощью термина "соборность". "Соборность", как понятие, отображающее особую форму социальной солидарности, противопоставляется в русской философии понятию "я", составляющему сущность либерально-индивидуалистической социологии, и понятию "мы", полагаемого в качестве основного в общественной жизни консервативным сознанием. Этот термин, впервые выдвинутый ранними славянофилами и использованный рядом мыслителей "серебряного века" (Флоренским, Карсавиным, Франком, Лосским и др.), корнями уходит в философию "всеединства". С точки зрения русской философии, социальная, общественная жизнь не есть какая-либо внешняя, из утилитарных соображений объяснимая форма человеческой жизни. То, что человеческая жизнь во всех ее областях, начиная с семьи и экономического сотрудничества и кончая высшими духовными функциями - научной, художественной, религиозной - имеет форму общественной жизни, совместного бытия или содружества, есть необходимое и имманентное выражение глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия.

Смысл данной концепции раскрывается с помощью анализа понятий "соборность" и "общественность".

Природа общественной жизни имеет два аспекта, два слоя: внутренний и внешний. Внутренний слой общества состоит в подлинном единстве "мы", или, точнее, в тесной связи "Я" с этим первичным единством "мы". Внешний слой состоит в том, что это единство распадается на раздельность, противостояние и противоборство многих "Я". Здесь единству "мы" как бы противостоит раздельная множественность отдельных людей. Поэтому в учении социального атомизма, согласно которому общество есть простая сумма или внешняя совокупность отдельных людей, не все неверно. Будучи ложным в качестве исчерпывающего понимания природы общества, оно вместе с тем истинно, поскольку раздельность "Я", полагаемая социальным атомизмом за сущность общества, есть не простая выдумка, не иллюзия, а подлинная реальность. В реальности всеединство обнаруживается слабее, менее явственно, чем раздельность и противоборство между отдельными людьми.

Внутреннее всеединство, первичная гармония и согласованность всечеловеческой жизни, хотя и лежит в основе общественного бытия, не находит своего адекватного воплощения вовне. В этом заключается подлинный трагизм человеческого существования, подлинное несоответствие между его эмпирической реальностью и онтологической сущностью.

Двойственность между внутренним и наружным слоями общества иначе, по содержанию можно определить как двойственность его соборности и общественности, которая непосредственно вытекает из двойственности человеческой природы вообще. С внешней, общественной стороны социальная жизнь складывается из взаимодействия между людьми; каждый человек пространственно отделен от другого и действует под влиянием своей воли, определяемой его же потребностями. Весь остальной, "внешний" данному человеку мир, включая людей, есть для его сознания и действия "объект", то есть "не я", с которым он может взаимодействовать при наличии соответствующей воли с его стороны. Такое взаимодействие возможно лишь в двух формах. В одних случаях оно может совершаться чисто "онтологически" в виде свободного случайного столкновения двух индивидуальных воль, приходящих к взаимному соглашению в форме договора и свободного обмена действий и услуг. В другом случае взаимодействие может осуществляться - поскольку необходимо умышленное объединение людей, достижение сознательно поставленной общей цели - в форме, которая носит характер организации или создания коллективного единства через подчинение единой направляющей воле. Сюда относят явления власти и права, присутствующие в деятельности всякого коллектива - в государстве, семье или вообще в любом союзе. В обоих случаях внешняя общественность есть лишь механическая сторона общества, в которой и отдельные части, и части в их отношении к целому соприкасаются и действуют извне, взаимно ограничивая и стесняя друг друга.

Однако этот внешний, механический слой общественной жизни невозможен без живого внутреннего, органического единства - соборности, как основы видимой стороны социального бытия. Соборность есть внутреннее единство и оформленность общества. Под всякими механическими, внешними отношениями между людьми и объединениями людей скрывается и через них действует сила соборности, внутреннего человеческого единства. Так, без единства языка, без единства нравов и нравственных воззрений или без сознания единства "человеческого образа" невозможна даже простая встреча двух людей, немыслимо никакое, даже самое внешнее, их сотрудничество. Патриотизм, то есть чувство внутренней принадлежности единой родине, есть единство соборно-духовного бытия, основа, на которой утверждается внешний механизм армии – дисциплина, единство воли и действий и т. п. Отношение между продавцом и покупателем или между капиталистом и рабочим в современном обществе характеризуется обычно как образец холодно-утилитарного, чисто внешнего общения, в котором один человек служит для другого только "контрагентом", только источником извлечения личной выгоды. Но даже эти отношения между людьми были бы совершенно невозможны, если бы не опирались на элементарную минимальную связь, ибо без элементарного доверия к покупателю, как к честному человеку, продавец не впустил бы его в свою лавку, боясь быть ограбленным; без доверия к рабочему, которое не может заменить никакой контроль, капиталист не мог бы поручить ему никакой работы.

Соборность, как внутреннее, органическое единство, лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей, может иметь разные формы. Первичной и основной формой соборности является единство брачно-семейное; религиозная жизнь - вторая жизненная форма соборности; третья форма соборности существует в виде общности судьбы и жизни всякого объединения множеств людей. Указанные формы соборности есть выведенные с помощью абстракции ее стороны или сферы, не существующие в отдельности, а лишь проявляют органическое всеединство.

К признакам, отличающим соборность от общественности, относят:

1. Соборность есть органически неразрывное единство "Я" и "ты", вырастающее из первичного единства "мы". В отличие от внешнего общественного единства, где власть целого нормирует и ограничивает свободу отдельных частей и где единство осуществляется в форме установленного свыше порядка, регулирования компетенцией, прав и обязанностей отдельных элементов, единство соборности есть свободная жизнь, как бы духовный капитал, питающий и обогащающий жизнь отдельных его частей;

2. Соборное единство образует жизненное содержание самой личности. Оно не есть для личности внешняя среда, предметно воспринимаемая и стоящая в отношении внешнего взаимодействия с личностью, а духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние;

3. Соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как и сама личность. Так, например, любить можно только индивидуальное, ибо любовь есть не абстрактное отношение, а сама жизнь, которая суть жизнь индивидуальности.

4. Самое существенное отличие соборности от общественности заключается в ее сверхвременном единстве, в котором выявляется новый существенный момент подлинно реального единства общества. Это означает, что за наружным временным аспектом настоящего в общественной жизни таится, как ее вечный фундамент и источник ее сил, сверхвременное единство, первичное единство ее настоящего с прошлым и будущим. Это сверхвременное единство есть выражение сверхвременности, присущей сознанию и духовной жизни отдельного человека ("Я"). Ведь человеческая жизнь возможна лишь на основе памяти и предвидения; она есть жизнь с помощью прошлого и для будущего, то есть использование прошлого в интересах настоящего и будущего.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б.. Введение в философию..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество и индивид

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги