Часть I. Исторические типы философии - раздел Философия, Введение в философию Философия – Это Наука. Как И Всякая Другая Наука, Философия Стремится К Устан...
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т.е. занимается не только аспектами мира, доступными изучению, но и такими ее аспектами, которые не поддаются никакому анализу и составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений. Чтобы успешно разрешить эту задачу, философ должен обладать способностью к спекуляции, т.е. интеллектуальной интуиции, которая должна быть развита у него лучше, чем даже у математика. С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элементами как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию, ибо в эстетическом созерцании улавливается красота, которая суть, прежде всего, цельность.
Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени.
Эти задачи философии так велики, а способности, необходимые для их разрешения, так мало развиты в человеке, что философия даже в наши дни находится на более низком уровне развития, чем, например, такие науки, как математика и физика. Об этом наглядно свидетельствует факт существования многочисленных философских школ, иногда прямо противоположных и крайне враждебных друг другу. В действительности иногда они едва ли способны к взаимопониманию. Но самое худшее заключается в том, что даже наиболее «значительные» философские системы содержат наряду с великими достижениями и несомненные ошибки. Неудивительно, что в противоположность специальным наука, т.е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философии лежит печать характера и интереса и конкретных личностей-исследователей, и различных народов, которые занимаются ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях немецкой, французской, английской, русской и др. философии. Зачастую появляются поразительно односторонние философские школы. Однако, изучение этих крайностей весьма полезно, ибо при критическом рассмотрении нетрудно усмотреть, какой аспект истины они содержат в себе и как можно включить его в полную систему знаний о мире и смысле жизни.
Но, помимо отмеченной выше борьбы различных философских школ, в истории развития философии, несомненно, существует традиция решения определенных проблем, некоторая последовательность развития философской мысли, гениально отраженная в «Истории философии» Г.В.Ф. Гегеля. И постепенное изучение данной традиции по своей сути есть, хотя и в некотором упрощении, развертывание философского знания.
В данном пособии история философской мысли представлена в самых общих чертах. Сам раздел носит педагогический, развивающий характер и имеет одной из главных целей подготовку изучающего философию к осмыслению ее основных проблем. Ограниченный объем пособия заставил автора сконцентрировать внимание на осмысление лишь одной, хотя, может быть, и самой плодотворной, традиции в истории философской мысли, берущей начало в античном мире. Традиция, берущая начало в умозрениях Древнего Востока, осталась без рассмотрения. Для ее изучения в общих чертах можно рекомендовать вполне доступные учебники - “Введение в философию” и “Историю философии в кратком изложении”.
При изучении данного раздела пособия необходимо иметь ввиду, что существует относительно самостоятельная наука - история философии, которая обстоятельно изучает материал данного раздела. Поэтому для углубления знаний по истории философской мысли следует использовать специальные учебники, а также оригинальные работы выдающихся мыслителей, некоторые из которых указаны в списке литературы, приложенном к данному пособию.
Все темы данного раздела:
Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя
Специфический предмет философии
Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л
Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в
Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор)
Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя
Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура
Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,
Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны
Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.
Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и
Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн
Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор)
Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес
Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг
Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии
А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:
Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени
В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч
Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма.
Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе
Космология
Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -
Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,
А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др.
Согласно гилокинетической теори
Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен
Общие задачи теории знания
Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто
Дуалистический реализм и теория воздействия
На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог
Сознание
Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания.
Термин "сознание" имеет два смысла, весьма
Интуиитивизм
Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст
Человек во Вселенной
Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира
Деятельность
Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности.
Спос
Творчество
Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест
Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать
Смысл жизни
Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил
Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми
Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа
А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест
Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из
В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью
А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как
Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п
В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.
Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка
Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р
Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э
Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово
Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр
В их отношении к глобальным проблемам современности
Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен
Наука и культура
Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.
А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог
В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени
История как предмет философского исследования
История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о
Диалог национальных культур в истории
Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ
Новости и инфо для студентов