Планомерность и спонтанность в общественной жизни

Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе говоря, общество с одной стороны созидается умышленно и планомерно, а с другой - складывается и вырастает само собой. Двойственность моментов рациональности и иррациональности или, точнее, планомерности и спонтанности составляет два необходимых начала общественного бытия.

Двуединство планомерности и спонтанности общественной жизни стоит в близкой связи с двуединством консерватизма и творчества, но не совпадает, а перекрещивается с ним. Если планомерное действование по самому существу своему носит характер строительства, созидания и, в этом смысле, творчества, то спонтанность в общественной жизни может быть и сохранением старого и творчеством нового.

Это двуединство стоит в теснейшей связи и с общими принципами солидарности и свободы. Планомерность общественного единства есть не что иное, как выражение общественной солидарности в сфере сознательной общественной воли, тогда как спонтанность общественного единства есть его осуществление в стихии свободы. Планомерность и спонтанность, как два принципа общественной жизни, получают конкретное выражение в двух формах - в государстве и в гражданском обществе.

Государство возникает позднее общества. Требуется особый творческий процесс, чтобы стихийное, органическое многоединство общества оформилось в государственное единство, выделило из себя орган, который мог бы осуществлять планомерное общественное строительство. Этот орган есть государственная власть, образующая основу того действительного общественного единства, которое мы называем государством. Властное водительство, как проводник планомерного строительства, становится основой государственного объединения. Но государство, как всякая организация, есть организация свободы, планомерное формирование свободного, спонтанного сотрудничества.

Поэтому государственность немыслима без своей естественной основы - гражданского общества, как последнее немыслимо без оформляющего его планомерного единства государственности. В отличие от государственного единства, то, что называется "гражданским обществом", есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение. Гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически-гибкое целое. Именно наличие этой молекулярной, спонтанно слагающейся связи между отдельными элементами общества, есть свидетельство их органического внутреннего единства. Она доказывает, что индивиды - не атомы, случайно сталкивающиеся между собой, а подлинные члены органического целого. Гражданское общество есть не внешнее средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а необходимая форма служения, осуществления объективной правды через вольное взаимодействие отдельных элементов общественного целого [32, С. 243-433].

… … …

Все названные выше принципы в качестве должного присутствуют в общественной жизни. В государственных объединениях, являющихся частями общественного бытия как органического целого, они воплощаются по-разному, в различных формах, с различной степенью полноты и адекватности. При этом индивидуальные достижения в деле их осуществления в реальном бытии, вследствие взаимодействия индивидов и других элементов общественного целого, становятся достижением всего человечества. Чрезвычайно сложный процесс совершенствования общественной жизни, осуществляемый в ходе исторического развития, будет рассмотрен в следующей главе.