рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура и ценности. Человек в мире культуры

Культура и ценности. Человек в мире культуры - раздел Философия, Введение в философию Изучение Феномена Культуры Начнем С Осмысления Самою Простого И Популярного Е...

Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из определения ясно, что понятие культуры не тождественно понятию ценности, поскольку не все ценности составляют мир культуры, а только те, которые создает человек. Что же такое ценность? Теорию ценности разрабатывает особая философская наука - аксиология. Принадлежность ее к философии предопределена тем, что ценность, даже при предварительном ее рассмотрении, представляется как нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, происходящее в мире, будь то поступок человека или событие природной жизни, имеет ценностную сторону. Все сущее или могущее быть, или вообще как-либо принадлежащее к составу мира, таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, что оно дoлжнo или не должно, то есть все можно оценить.

Проще всего дать определение ценности в духе философского материализма. Для материализма нет ничего выше человека, а следовательно, человек является критерием оценки и одновременно высшей ценностью. Поэтому ценность можно определить как предмет или событие в его отношении к человеку. Исходя из сказанного, все то, что способствует его развитию, установлению достойной его жизни и проч. относят к положительным ценностям; отрицательные ценности или антиценности обладают противоположными характеристиками. Теоретическая ущербность приведенного определения ценности состоит в том, что человек, как высшая ценность, оказывается, исходя из его логики, неопределенным в ценностном смысле, ибо ценным называется все то, что находится в отношении к человеку. Но это не главное. В понимании ценностного отношения присутствует мысль о том, что современное состояние, как конкретного человека, так и человечества в целом, нуждается в совершенствовании, то есть в приближении к идеалу. Но что есть идеал - выдумка, продукт фантазии, поэтому нечто изменчивое и субъективное, или же он существует объективно? В первом случае, идеал, являясь только продуктом человеческой деятельности, в ценностном смысле, конечно, не выше реальности и представляет собой лишь "долгосрочный прогноз", которым человек руководствуется в деятельности, а прогноз может быть и ошибочным. Ясно, что данное представление об идеале делает ценностное отношение релятивным, то есть изменчивым, и субъективным, ибо мы не в силах с абсолютной дocтoвернocтью обосновать идеальное состояние человечества, поэтому не можем точно ответить на вопрос о том, что способствует приближению человечества к идеалу. Следовательно, для обоснования абсолютной значимости ценностного отношения приходится признавать объективность идеала, принадлежность его бытию и, прежде всего, бытию высшему для человека, то есть идеальному; но признание объективного существования идеального бытия предполагает отказ от философского материализма и переход на философскую позицию идеал-реализма.

В связи со сказанным, изучающему философию полезно ознакомиться с концепцией ценности, разработанной русским философом Н. О. Лосским [19, С. 250-314]. Осмысление ценностного отношения он начинает с обоснования первичной сверхмировой абсолютной положительной ценности: это - Бог как само добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому. Понятие же производной ценности, из сказанного, легко может быть определено: производная ценность - бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия, то есть Добра, Истины, Красоты. Лосский полагает, что не только Бог, но и каждая личность есть абсолютная самоценность, поскольку может обладать абсолютной полнотой бытия, наделена единственной в своем роде нормативной идеей, согласно которой она "есть возможный член Царства Божия" [19. С. 291]. Все остальные виды бытия, производные из бытия личности, именно различные аспекты личности, деятельности личностей, продукты их деятельностей есть ценности производные, существующие не иначе как под условием всеобъемлющего абсолютного бытия, абсолютного добра. По сути дела, мир культуры и составляет часть производных ценностей, связанных с деятельностью человека. Культура поэтому суть деятельность человека, как живая так и опредмеченная, но не всякая, а опосредованная абсолютными ценностями.

Важным для понимания культуры является уяснение понятия относительной ценности. Относительные ценности суть те, которые имеют характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов; в каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло, или, по крайней мере, необходимо связана со злом. Ясно, что относительные ценности возможны только в реальном бытии. Они обладают свойством субъективности, ибо имеют значение только для определенного субъекта. В отличие от них, общезначимые ценности объективны, поскольку имеют значение для всякого субъекта. Абсолютная ценность, как следует из определения ее, есть всегда вместе с тем ценность общезначимая, а следовательно, и объективная.

Наблюдение действительности, на первый взгляд, приводит к мысли, что все ценности субъективны и относительны. Существует даже учение, называемое аксиологическим релятивизмом, отстаивающим данную точку зрения. И действительно, куда бы мы не обратили свой взор, всюду наталкиваемся на относительные ценности. Быстрый бег гончей собаки, преследующей зайца, добро для гончей и для охотника, но зло для зайца; в осажденной крепости, где гарнизон страдает от недостатка съестных припасов, съедание куска хлеба одним солдатом есть благо для него и бедствие для другого солдата (не досталось!); любовь Анны Карениной к Вронскому - счастье для Вронского и несчастье для мужа Карениной и проч. Аксиологический релятивизм, опираясь на неорганическое мировоззрение, согласно которому мир состоит из обособленных друг от друга элементов, способных сочетаться лишь во временной целостности и на основе внешних воздействий, утверждает даже относительный характер ценностей искусства и науки. Но можно ли утверждать обратное, то есть причислять произведения искусства к миру общезначимых ценностей, ведь музыка, например, гениального композитора Рихарда Вагнера, оказывая положительное воздействие на человечество, вместе с тем, была использована немецким фашизмом в качестве идеологического средства, то есть для утверждения зла? Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, поскольку, как подчеркивалось выше, по определению, относительная ценность необходимо связана со злом. До фашизма и после его уничтожения в качестве государственной идеологии музыка Вагнера исполнялась и исполняется без какой-либо связи со злом, а следовательно, связь эта носила случайный характер. Идея вагнеровских произведений была просто определенным образом истолкована идеологами фашизма, и это толкование было навязано населению Германии; следовательно, не музыка Вагнера, а толкование ее Гитлером связывает его музыку со злом.

С точки зрения органического миропонимания, ценности культуры, несмотря на их производный характер, благодаря опосредованности их содержания ценностями абсолютными, приобретают общечеловеческий смысл, объективны и самоценны. Конечно, не все то, что обычно называют искусством, не все то, что создают ученые, носит характер абсолютной ценности. Но искусство, как и наука, если они связаны со злом, перестают принадлежать к культуре. Таким образом, именно в культурно-творческой деятельности человек реально творит свою абсолютную самоценность. С другой стороны, культура, расширяя сферу объективных ценностей, актуализируя их, то есть, связывая вечные ценности с конкретным этапом истории человечества, способствует преодолению зла в человеческой истории, благотворно влияет на развитие человека.

В завершении параграфа разберем понятие "культура личности". Оно фиксирует степень приобщенности человека к культуре. Необходимо отметить, что само понятие "личность" предполагает осознание человеком абсолютных ценностей и стремление руководствоваться ими в своем поведении, следовательно, предполагает и высокую степень нравственной ответственности, т.е. предполагает приобщенность человека к культуре.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура и ценности. Человек в мире культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги