рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В их отношении к глобальным проблемам современности

В их отношении к глобальным проблемам современности - раздел Философия, Введение в философию   Понятие Культуры, Цивилизации И Социального Опыта Близки Друг...

 

Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттенки смысла каждого их них и углубить понимание современных общественных проблем.

События исторической жизни человечества не исчезают без следа, а формируют предметный мир, в котором живет человек, особые для каждой группы людей стереотипы поведения, традиции и проч., то есть то, что одним понятием называют "общественными отношениями" - семейными, политическими, правовыми, экономическими и т.д. Названные формы участвуют в организации общественной жизни, составляя социальную среду, в которой живет конкретный человек, а следовательно, в известной мере, участвуют в процессе его формирования, ибо осуществляя себя как личность, человек избирательно относится к социальной среде - либо ее совершенствует, либо - разрушает, либо приспосабливается к ней.

Общественные отношения, по определению В.И. Ленина, суть формы и результат деятельности определенного вида. Формы социальной деятельности обладают свойствами устойчивости и консерватизма, в противном случае, их существование потеряло бы смысл. И действительно, если каждый день или даже год менять, например, уголовный кодекс законов, его значение как формы, принимающей участие в организации общественной жизни, влияющей на поведение людей, будет нулевым, а правоохранительная система просто не сможет работать. Резкая смена форм общественной жизни носит характер революции, которая, как и все в реальном бытии, протекает во времени. Во время революции, в ее начале общество живет в трудных условиях хаоса, то есть оно перестает быть организованным, затем – в уже менее трудных, хотя и достаточно драматичных, условиях становления новых форм.

История человечества, будучи осознанной, становится социальным опытом, а названные формы общественной жизни - формами социального опыта. Осознание достоинств и недостатков сложившейся системы отношений стимулирует поиск путей ее совершенствования. Магистральное направление последнего - создание социальных форм, максимально способствующих утверждению идеала добра в общественной жизни; оптимальным результатом этого поиска, следовательно, будет создание культуры.

Поиск оптимальных форм общественной жизни сегодня происходит в условиях, когда, во-первых, единое человечество состоит из многообразия народов-личностей, имеющих специфическое общественное устройство, во-вторых, человечество, как никогда раньше, чувствуя и осознавая себя единым целым, стремится сделать достоянием всех стран и народов оптимальные формы социального опыта, рожденные в практике передовых стран, например, в организации экономики и системы образования, в утверждении в правовой системе идеала прав и свобод личности и проч. Утверждение единообразия в жизни народов, опирающегося на передовой социальный опыт, призвано смягчить отношения между странами, а следовательно, облегчить решение противоречий в межгосударственных и межнациональных отношениях и, в конечном итоге, способствовать устранению войны, как средства решения этих конфликтов, то есть приблизиться к решению одной из глобальных проблем человечества. Но возникает вопрос, впервые поставленный и оригинально решенный русским философом П.Я. Чаадаевым, - можно ли заимствовать пусть даже оптимальные формы социального опыта, не выстрадав их, не создав их в процессе исторического развития; не превратятся ли они, в этом случае, из ценностей в антиценности, из добра во зло? Рассмотрение этого актуальнейщего вопроса необходимо предварить осмыслением понятий "цивилизация" и "национальная культура".

Начнем с понятия цивилизации, преимущественно употребляемою английскими и французскими авторами. Оно призвано отобразить как бы внешний слой общественной жизни. Возьмем для примера один из новых богатых городов, - из тех, которые построены в последнее время в странах третьего мира. Эти города наделены всеми благами современного общества: прекрасными, удобными для жилья зданиями, торговыми центрами, оборудованными по последнему слову техники, поражающими разнообразием и ассортиментом товаров. Но вы не найдете в них никаких ученых или художественных обществ, никаких художественных или исторических музеев, никакого серьезного репертуара в их театрах, если последние вообще существуют. Тщетно вы будет также искать в них своеобразного архитектурного стиля. Вы не можете отказать такому городу в названии "цивилизованного", но "образованным", как верно заметил С.И. Гессен, вы его, конечно, не назовете, "культурным" - тоже. Понятие цивилизации, таким образом, фиксирует степень устроенности хозяйственной жизни человека. Современную цивилизацию справедливо называют "технократической", ибо в ней господствует техника. Но наряду с ней существовали и другие цивилизации, например, крестьянская, обладающая особым устройством хозяйственной жизни, где на первый план выходит не технический, а нравственный момент; особая цивилизация создана кочевыми народами.

Оригинальные цивилизации возникают не на пустом месте. Народ, как социальная и природная общность, организует хозяйство в соответствии со спецификой "вмещающего" или "кормящего" ландшафта, в котором он обитает. Технические усовершенствования хозяйственной жизни тоже носят специфический характер и органически приспособлены к тому хозяйственному укладу, в котором они родились. В связи со сказанным, возникает трудность в приспособлении цивилизационных достижений других стран и народов к оригинальному хозяйственному укладу определенной страны. Техника, понимаемая в широком смысле слова, отлично зарекомендовавшая себя в определенных природных условиях, примененная в иной, не родственной ей природной среде, может разрушить последнюю. Так возникают у человечества экологические проблемы, то есть проблемы со средой обитания. Сегодня экологическая проблема приобрела глобальный характер во многом благодаря повсеместному использованию передовой техники. Но о возможности такого развития событий человечество было "предупреждено" давно. Чтобы убедиться в этом вспомним историю о Вавилоне.

Баб-элои - "Врата бога" - Вавилон был основан в XIX веке до н.э. К VII веку до н.э. его население достигло миллиона. Хозяйство Вавилона базировалось на системе ирригации Междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как в половодье реки несут много взвеси, а засорение почвы гравием и песком нецелесообразно.

Но в 582 г. до н. э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. Царь принял предложение египтянки, и был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Но в результате Евфрат стал течь медленнее, оросительная система стала засоряться. Это увеличило трудовые затраты на поддержание ее в должном порядке. Вода из Паллуката, проходившая через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным. Вавилон пустел и, наконец, к началу новой эры полностью обезлюдел. Так, из-за каприза вздорной бабешки, точнее, из-за механического перенесения приемов мелиорации из Нила на Евфрат погибла преуспевающая страна [4. С. З11-327].

Почему же человечество до сего дня, несмотря на негативный опыт, продолжает практику переноса цивилизационных достиженийиз одной страны в другую? Дело в том, что отказ от этой практики существенным образом замедлит технический, следовательно, и хозяйственный прогресс, что автоматически ставит общество перед лицом другой проблемы - "избыточного населения", голода и проч. С другой стороны, следует иметь ввиду, что цивилизационные достижения принадлежат к миру относительных ценностей, но момент зла присутствует в них, во-первых, тогда, когда они пережили свое время, устарели, а во-вторых, в случае автоматического, либо неумелого, недостаточно продуманного приспособления к природным условиям другой страны. Следовательно, отрицательные последствия использования технических, да и иных цивилизационных достижений других стран и народов можно преодолеть, но для этого необходимо предпринять дополнительные интеллектуальные усилия по существенному их преобразованию в плане приспособления к конкретным природным условиям жизни народа. Для осуществления такого усилия нужна национальная наука. Но возможно ли ее существование? Наука является частью культуры, а, как было показано выше, культуру составляют ценности объективные, общечеловеческие. Поэтому для обоснованного ответа на вопрос о возможности национальной науки рассмотрим предварительно проблему возможности существования национальной культуры вообще.

Человечество, являясь единым целым, состоит из народов, то есть крупных коллективов, исторически сложившихся, чувствующих и осознающих свою общность и свое же отличие от других народов. Народ справедливо называют "коллективной личностью", и в качестве таковой он способен осознать высшие абсолютные ценности. Понятие национальной культуры и фиксирует специфический путь конкретного народа в деле постижения абсолютных ценностей и в деле реального приобщения к ним, то есть преобразования социальной жизни в соответствии с высшими ценностями. Одинаковой культуры у всех народов быть не может, поскольку каждый народ имеет свою историческую судьбу, свой специфический кормящий ландшафт и вынужден строить свою социальную жизнь не только в соответствии с высшими ценностями, но и с учетом ландшафта, своей истории и проч., точнее, осознание и осуществление в жизни высших ценностей предполагает учет спецификих личностных свойств народа и условий его бытия. Иного и быть не может, поскольку культуру создает народ, то есть специфическая личность.

Культуротворчество в качестве первого этапа предполагает осмысление народом ценностных свойств родной для него природы, сложившихся в результате его специфической исторической судьбы стереотипов поведения, нравственных и правовых норм и проч. Согласно современной теории ценности, у человека есть специальный орган приобщения к ним - чувство. Чувство есть субъективное психическое состояние, направленное на объективную ценность предметов. Это значит, что объективная ценность предмета вступает в наше сознание или безотчетно присоединяется к нашему "Я", как бы одетая нашим своеобразным переживанием, нашим чувством. Таким образом, посредством чувств мы приобщаемся не к субъективному представлению ценности, а к самой объективной ценности предмета. Примером поясним богатство и разнообразие человеческих чувств: сюда относятся разные виды удовольствия и неудовольствия, разные виды страха (ужас, жуть и проч.), различные оттенки гнева, печали, радости, восторга, чувства благоговения, умиления, доверия и проч. У каждого народа они есть; но они обладают национальным своеобразием, что выражается в их специфической соотнесенности друг к другу и разной у каждого народа степени интенсивности. Таким образом, не только объективная ценность, осмысливаемая в культуре, носит национальный характер, но и оценка ее национально своеобразна. Поэтому, когда художник, например, сталкивается со специфическим бытием не родной ему страны, отображает это бытие, то результат отображения – конкретное произведение искусства – отразит и национальную принадлежность художника.

Культура народа, к которому мы принадлежим, понятна и родственна нам, поскольку мы являемся частью коллективной личности, называемой "народом", а специфические ее национальные особенности суть наши особенности, поэтому национальная культура есть средство национального самосознания. Культура иного народа понятна нам или может быть понятна при определенном духовном усилии в силу единой сущности субстанциальных деятелей, обоснованной выше. Исходя из этого же обоснования, общечеловеческую культуру следует понимать как соборную целостность специфических национальных культур. Единосущие их обеспечено абсолютными ценностями, составляющими основу каждой из национальных культур.

Представление о том, что возможна единая передовая культура для всех народов, возникает вследствие национализма, ложного умонастроения народа, полагающего свою культуру в качестве единственной абсолютной ценности. Данная точка зрения нашла обоснованную критику в статье известного русского ученого кн. Н. С. Трубецкого "0б истинном и ложном национализме". Он считает, что истинный национализм оправдан, поскольку связан со стремлением "народа создать свою особую национальную культуру" [27, С. 42]. Ложный же национализм Трубецкой усматривает в жизни романо-германских народов и связывает с их эгоцентрической психологией. "Человек с ярко выраженной эгоцентрической психологией, - пишет ученый, - бессознательно считает себя венцом создания, лучшим, наиболее coвершенным из всех существ. Из двух других существ, то, которое к нему ближе, более на него похоже, - лучше, а то, которое дальше стоит от него, - хуже. Поэтому всякая естественная группа существ, к которой этот человек принадлежит, признается им самой совершенной. Его семья, его сословие, его племя, его раса - лучше всех остальных подобных им" [27, С. 36]. Трубецкой полагает, что романо-германцы всю свою оценку культур земною шара строят именно на ней. Поэтому для них возможны два вида отношения к культуре: - либо признание, что высшей и совершенной культурой в мире является культура того народа, к которому данный "оценивающий" субъект (немец, француз и т.п.) принадлежит, либо признание, что венцом совершенства является не только эта частная разновидность, но и вся общая сумма ближайшим образом родственных ей культур, созданных в совместной работе всеми романо-германскими народами. Первый вид носит в Европе название узкого шовинизма (немецкого, французского и т.д.). Второй вид всего точнее можно было бы обозначить как "романо-германский шовинизм". Однако романо-германцы были всегда столь наивно уверены в том, что только они - люди, что называли себя "человечеством", свою культуру "общечеловеческой цивилизацией" и, наконец, свой шовинизм - "космополитизмом" [27, С. 36].

Любопытно, что, по мнению Трубецкого, данный национализм вреден для самих романо-германских народов, хотя и предохраняет их от нежелательных чужеродных влияний. Романо-германцы слишком агрессивны во внешней политике. Их затаенной мечтой является обезличивание всех народов Земного Шара, разрушение всех своеобразных обликов культур, кроме одной европейской. Данное обстоятельство толкает европейские народы к экспансии не только культурной, но и военной, а в войне растрачиваются силы нации. Естественно, что еще более, названные шовинизм и космополитизм, вредны для всех неевропейских народов, "как переливание крови несовместимых групп".

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б.. Введение в философию..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В их отношении к глобальным проблемам современности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги