рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А/. Нормативная концепция прекрасного

А/. Нормативная концепция прекрасного - раздел Философия, Введение в философию Мир Эстетических Ценностей, Т.е. Мир Прекрасного Изучает Эстетика. Эстетика Я...

Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целого. Тем более это касается вопроса о красоте, которая, как и другие ценности, пронизывают весь мир. Ее осмысление не может быть произведено иначе, как путем рассмотрения строения мирового целого. Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется красота.

В эстетике, как и в других философских науках, существует много направлений, резко отличных друг от друга. Однако, нужно признать, что в отличие от других философских наук, эстетика принадлежит к числу дисциплин весьма хорошо разработанных. Правда, многие подходы к решению эстетических проблем носят отчетливо выраженный односторонний характер. В том смысле, что знакомство с ними позволяет усмотреть, какой аспект истины они содержат, что позволяет включить их без эклектики в полную систему учения о красоте.

Красота дается человеку в чувственном опыте. Однако данный несомненный факт еще не означает того, что она носит исключительно субъективный, психический характер. Ощущение, восприятие, представление также являются психическими феноменами. Но, как было показано выше, признание того, что внешнее для человека бытие дано ему в психической форме отнюдь не означает, что внешний мир не существует или что он совсем иной, не такой, каким мы его видим, и многие великие философы обосновывали позицию реализма, доверяли чувственному опыту. И это доверие, соответственно распространяется на сферу опыта эстетического. Но в этом случае эстетическое чувство свидетельствует о том, что красота существует объективно, как некоторое ценностное свойство бытия.

Но если мы признаем, что красота является явлением мирового порядка, "законом" мира, то мы с логической необходимостью должны признать нормативный характер эстетических ценностей. Однако, приглядываясь к реальному положению дел в эстетической сфере, мы можем наблюдать то, что называют "разнообразием вкусов". На основе абсолютизации фактов данного многообразия строится так называемая "релятивистская концепция эстетического". Впервые данная концепция была выдвинута еще софистами. Не повторяя доводы против нее, которые были уже рассмотрены выше, отметим, что эстетический релятивизм является частным случаем релятивизма аксиологического.

Впервые нормативная концепция прекрасного была заявлена Пифагором. Затем она получила глубокую разработку у Платона, Аристотеля, отцов Христианской Церкви, Шеллинга, Гегеля и, наконец, у русских мыслителей 19-20 веков. Сторонники нормативной концепции ценности легко объясняют недостаточность релятивистского учения. Более того, современная развитая нормативная эстетическая концепция включает в себя те аспекты истины, которые обнаруживаются в доводах сторонников эстетического релятивизма.

В самом коротком изложении, в том варианте, который разработал Н.О. Лосский, нормативная концепция может быть представлена следующим построением. Красота предмета есть ценность, общезначимая для всех. Всякая положительная ценность бытия (святость, духовность, жизненность, свобода, мощь и т.п.), будучи чувственно воплощена, приобретает к своей основной положительности еще и надстроечную своеобразную ценность - ценность красоты. Каждый из перечисленных в качестве примера положительных чувственно воплощенных видов бытия есть нечто объективное, наличествующее в мире действительном или воображаемом. Также и ценность его, как основная, так и надстроечная над ней ценность красоты объективна, то есть принадлежит самому бытию. Согласно разобранной выше интуитивистской теории знания, воспринимаемый предмет вступает в сознание наблюдателя в подлиннике и по своему бытию и по своей ценности. Отсюда следует, что если предмет красив, он вступает в сознание любого субъекта, действительно наблюдающего его, с одной и той же присущей ему красотою. Конечно, к воспринятой объективной ценности красоты в душе каждого наблюдателя присоединяется еще субъективная реакция, чувство красоты, чувство удовольствия иногда даже чувство счастья и т.п. Эти чувства у различных наблюдателей крайне различны, но они представляют собою нечто сравнительно второстепенное: не они составляют сущность красоты как объективной ценности.

Сторонник эстетического абсолютизма не смущается разногласием в оценке красоты. В защиту своего учения он может привести следующий довод: споры возникает вокруг предметов реального бытия. Но их красота всегда ущербна. В сложном составе предмета, кроме аспектов красоты, всегда существуют еще аспекты безобразия. Наше созерцание предмета всегда есть выборка из состава его тех или сторон. Поэтому легко может случиться, что один наблюдатель опознает в предмете преимущественно его эстетически положительные, а другой - эстетически отрицательные стороны. Если бы мы стояли лицом к лицу с совершенной, абсолютной красотой, то разногласия и сомнения не возникли бы. Но где искать эту абсолютную красоту?

Самый известный вариант ответа на данный вопрос мы находим в гегелевских "Лекциях по эстетике". Г.В.Ф. Гегель создал учение о красоте как чувственном явлении бесконечной, божественной идеи в конечном предмете.

В основу эстетики он полагает учение об идеале красоты. Искать этого идеала в природе нельзя. Красота в природе, говорит Гегель, всегда несовершенна, потому что все природное конечно и подчинено необходимости, тогда как идеал есть свободная бесконечность. Человек обращается к искусству. В нем он удовлетворяет свою потребность в идеале красоты. Красота в искусстве, по учению Гегеля, стоит выше красоты в природе.

В искусстве, продолжает Гегель, мы находим проявление абсолютного духа, поэтому искусство стоит рядом с религией и философией. Человек, опутанный конечностью, ищет выхода в область бесконечного, в которой все противоречия решены и достигнута свобода. Здесь действительность идеального, высшего единства, область истины и свободы. Стремление к данной области есть жизнь в религии. В эту область стремятся также искусство и философия. Занимаясь истиной как абсолютным предметом сознания, искусство, религия и философия принадлежат к абсолютной области духа: предмет всех этих трех областей есть Бог.

Красота, согласно Гегелю есть чувственное явление идеи. Идея представлена в прекрасном не абстрактно, а конкретно. И сама идея и реальность ее конкретны и сполна взаимопроникнуты: все части прекрасного идеально едины, и согласие их друг с другом - не служебное, а свободное. Данный совершенный вариант красоты надо искать в искусстве. Идеальный художественный образ заключает в себе "светлый покой и блаженство, самодовление, как блаженный бог. Ему присуща конкретная свобода. Данный идеал выражен, например, в античных статуях. Высшая чистота идеального имеется там, где изображены боги, Христос, Апостолы, святые "в блаженном покое и удовлетворении, не в конечных отношениях, а в проявлении духовности как мощи".

Другой вариант концепции совершенной и абсолютной красоты мы обнаруживаем в отечественной философии, восходящей в понимании данного вопроса к древней платоновской традиции, а также христианской концепции теизма. Главная идея данной концепции - красота пронизывает весь мир, но ее идеал осуществляется в Царстве Божьем. Русская философия вполне обоснованно отвергает некоторые выводы гегелевской эстетики. Гегель, справедливо указывая на несовершенство природной красоты, не увидел того, что в искусстве она также несовершенна. Более того, у нас есть основания утверждать, что красота в жизни человека, в историческом процессе и в жизни природы во множестве случаев бесконечно более высока, чем красота в искусстве. Ибо это красота личности как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты бытия в Царстве Божием.

б/. Виды красоты

Дабы познакомить читателя с основными понятиями эстетики отдельно остановимся на характеристике различных видов красоты. Такое сложное явление, как красота, существует в мире во множестве видоизменений. Но в краткой характеристике мы остановимся лишь на самых существенных вариантах. Исходя из учения о том, что красота есть ценность, пронизывающая весь мир, понятие "красивый" можно использовать в самом широком значении. Все другие понятия будут разновидностями красоты, например, комическое входит в эту сферу на том основании, что содержит аспект прекрасного. Но существуют в составе мирового целого такие предметы, которые представляют собой красоту по преимуществу - все то, что целостностью, гармонией своей, чистотой от безобразных, низменных элементов, духовной значимостью напоминает красоту Царства Божия. Все "красивое по преимуществу" можно обозначить термином "прекрасное" или "красотою в узком значении слова".

Примеры подобной красоты мы обнаруживает при созерцании природы - звездного неба, заснеженных гор. Нередко закат солнца или его восход в горах, также на берегу моря, воспринимаются как подлинно прекрасное. Конечно, красота снеговых гор, их величина, гармония и девственная чистота есть только символ абсолютной красоты, абсолютного величия и чистоты. Сами горы не вечны и не должны быть вечными. Но выражаемая ими красота вечна, и переживание ее навсегда остается в душе.

К области "прекрасного" в человеческой жизни принадлежит множество событий, память о которых сохранила история. Без сомнения, к этой области принадлежит предсмертная беседа Сократа с учениками в тюрьме и последующая смерть его. Прекрасными был святой Николай, архиепископ Мирликийский, не допустивший казни молодого христианина. Прекрасен был святой русский князь Александр Невский во время "Ледового побоища". Прекрасен подвиг воинов Красной армии, героев Великой Отечественной Войны.

В искусстве во всех его областях есть удивительно выразительные явления мира прекрасного Можно назвать несколько выдающихся художников, творивших прекрасное во многих своих произведениях и, следовательно, бывших носителями прекрасного по преимуществу. Таков в греческой литературе Софокл, в русской поэзии Пушкин, а в живописи Рафаэль.

Приведем еще несколько примеров из разных видов искусств. В скульптуре прежде всего вспоминаются творения древних греков, например Гера из виллы Людовици, Аполлон Бельведерский, Венера Милосская. В архитектуре к области "прекрасного" принадлежал, например, храм св. Софии в Константинополе, внутреннее убранство храма св. Петра в Риме. В живописи следует упомянуть "Сикстинскую Мадонну", "Обручение Девы Марии" Рафаэля, "Покров Пресвятой Богородицы " Нестерова. В музыке много примеров подлинно прекрасного. Достаточно вспомнить совершенные творения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. В поэзии высокие ступени "прекрасного" достигнуты в "Борисе Годунове" Пушкина и его маленьких трагедиях, например в "Моцарте и Сальери".

В театральном искусстве высочайшее достижение прекрасного представляет собой "Борис Годунов" в исполнении Шаляпина. Гений Пушкина, Мусоргского и Шаляпина, сочетавшись в единое целое, создали бесконечно ценный образ.

Ступенью ниже, чем "прекрасное", стоит та красота, в которой есть гармония и положительное содержание, но нет высших областей духовной значительности. Такую красоту можно обозначить словами "красивость", "миловидность" и т.п. Сюда относят, применительно к движениям, грациозность. В действительности красивость присуща многим проявлениям жизни, особенно это касается детей, котят, щенков. В искусстве к области красивости принадлежат многие произведения "галантного стиля".

Во всех системах эстетики много места уделяется тому виду красоты, который обозначается термином "возвышенное". Этим словом Н.Ф. Лосский обозначает красоту чувственно воплощенной мощи и мощно влияющей значимости, к какой бы области бытия они не принадлежали. Все, что входит в Царство Божия, принадлежит не только к области прекрасного, но вместе с тем имеет также характер возвышенной красоты. Противоречия между этими двумя видами красоты нет. В реальном мире к области возвышенного может принадлежать и стихийная мощь природы и биологическая мощь, и сила душевной и духовной жизни в проявлениях воли или чувстве, и значительность событий индивидуальной или социальной жизни. Звездное небо, горная цепь Кавказа, многие виды в пустынях, в степи, на море принадлежат к области возвышенного. Также многие подвиги во время войн носят характер возвышенной красоты. Трагическое нередко бывает также и возвышенным.

В искусстве возвышенное, как и трагическое, занимает почетное место. Египетские храмы, пирамиды, Парфенон в афинском акрополе, многие готические соборы. Зевс скульптора Фидия, Давид - Микеланджело обладают возвышенной красотой. "Страсти по Матфею" И.С. Баха, прощание Вотана с Брунгильдой в "Валькирии" Вагнера суть высокие образцы возвышенного.

Трагическая красота возникает тогда, когда в жизни личности происходит резкое и по смыслу своему значительное столкновение между идеалом совершенства, осуществленного лишь в Царстве Божьем, и действительностью. Трагическим это бывает тогда, когда оно завершается гибелью личности. Все великое в реальном мире стоит на грани трагического и часто становится явно трагическим. Такова, например, жизнь Байрона, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Достоевского. Если человек поднимается над средним уровнем действительности ему часто приходится "проходить между Сциллою и Харибдою", подвергаясь опасности гибели или, по крайней мере, тяжелого драматического потрясения.

В искусстве изображение "прекрасного", конечно, есть высшая задача, но разрешить ее удается лишь редким счастливцам и то лишь частично. Что же касается трагического, в искусстве можно найти много великих воплощений его. Существует даже театральный жанр, открытый в древней Греции, который называется "трагедией". Но не только в драматургии - в музыке, литературе, кино - трагическое представлено множеством потрясающих по выразительности произведений. Вспомним, например, пятую симфонию Бетховена, шестую - Чайковского, гибель Зигфрида в опере Вагнера "Кольцо нибелунгов".

Противоречие между стремлением к положительному бытию и наличной реальностью не всегда бывает трагическим. Очень часть оно принадлежит к области комического. Противоречие имеет комический характер, когда оно возникает не в наиболее глубоких сферах духовно-душевной жизни и зло (шире - несовершенство) обнаруживает свое ничтожество, бессилие, легкую преодолимость и внутреннее крушение без гибельных последствий для носителей его и окружающих лиц. В зрителе оно вызывает не сострадание, а смех, - смотря по обстоятельствам - от легкой улыбки до гомерического хохота. Оттенки этого смеха могут быть крайне различны - снисходительный, сочувственный, умиленный, подернуты грустью, презрительный, саркастический и т.д. Объективно этому смеху соответствует чувственная воплощенная преодолимость несовершенного бытия, что и составляет аспект красоты, заключающийся в сложном составе комического и сосуществующий в нем с безобразием.

Субъективная сторона комического состоит в переходе от принятия чего-либо за серьезное, глубокое, возвышенное, таинственного и т.д. к признанию его несерьезным, к обнаружению его бедности, тривиальности, пустоты. В этом смысле комическое существует там, где принятое за значительное оказывается ничтожным: великое - малым, глубокое - мелким, знатное - презренным, благородное - негодным, таинственное - пошлым, разумное - бессмысленным. И этот переход осуществляется не в понятиях, а в форме чувства и возникает из собственной внутренней жизни субъекта.

Признавая существенным субъективную сторону комического, нельзя забывать объективную его сторону, т. е. состав самого предмета, который должен соответствовать этим субъективным переживаниям. В нем, в предмете, должно присутствовать нечто, имеющее внешность значительного, а внутри ничтожное. В таком сложном целом содержится преодоление фальши и проч. Несовершенств. В этом преодолении содержится аспект объективной красоты комического, несмотря на обнаруживающееся в нем безобразие. В противном случае, т.е. при отсутствии объективно комического сам наблюдатель становится комической фигурой, ибо он обнаруживает комическое непонимание действительности, комическое самопревознесение и т.п.

Нередко одно и то же событие, например драка в "кабаке", одними лицами воспринимается как комическое, а другими только как печальное. Трагическое на сцене театра часто вызывает смех у простолюдина, в то время как у образованных зрителей навертываются на глазах слезы. Такие факты обычно используются для доказательства субъективной и релятивной теории эстетического. В действительности они лишь следствие того, что наблюдаемое событие имеет весьма сложный состав, и один зритель сосредоточивается на комической стороне его, а другой - на драматической.

Видов комического чрезвычайно много. В реальной жизни комическое встречается на каждом шагу, особенно в мелочах жизни: наивность детей, мелочность взрослых, смешные обмолвки, забавные оплошности в одежде и т.п. Но и в более значительные явления комического также весьма нередки: хвастовство, надутая спесь, крайняя скупость, ухищрения с целью обмануть и проч. В искусстве комическое служит предметом изображения не менее часто, чем трагическое.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б.. Введение в философию..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А/. Нормативная концепция прекрасного

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги