рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В/. Искусство

В/. Искусство - раздел Философия, Введение в философию Существенное Содержание Искусства Есть Красота, Творимая Фантазией Художника ...

Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движениями, мимикой.

Как показано выше, красота мира стоит выше всего, что может быть сотворено в искусстве фантазией человека. Почему же человек нуждается в красоте искусства? Основания нашей потребности в искусстве многообразны. Остановимся на рассмотрении самых существенных.

Во-первых, красоту действительности человеку нередко бывает трудно воспринять, потому что она вызывает в нем страх, или вожделение, или стремление прийти на помощь к страдающему и т.п. Искусство, творя аналогичные события и предметы как образы фантазии, освобождает от этих препятствий созерцания красоты. С другой стороны, следует признать, что мировая действительность слишком сложна: в ней, например, в жизни великих людей, мелкие события занимают столь значительное место, что в них зачастую тонут великие деяния; искусство, производя выборки, сгущения и преувеличения, дает возможность, без всякого почти напряжения созерцать красоту.

Во-вторых, надо иметь в виду, что не всякое произведение искусства создается фантазией, воспроизводящей действительность, как это в крайней форме наблюдается при художественном натурализме. Есть виды искусства, в которых главную роль играет творческая фантазия, создающая образы, не встречающиеся еще в жизни, обогащающая мир новым бытием и открывающая пути, по которым следует пойти или которых следует остерегаться. Искусство, конечно, не может творить новое бытие в абсолютном смысле. Речь идет всегда лишь об относительно новом, например об особенной силе благородства, совершенной чистоте сердца, самоотверженном героическом служении отечеству и т.п. Образы Антигоны, Корделии, "Орлеанской девы" Шиллера, Маркиза Позы, Алеши Карамазова, Татьяны Лариной, тургеневских русских женщин существенно влияли и будут влиять на формирование характера людей.

Наконец, в-третьих, важнейшее значение искусства заключается в следующем. Действительность, т.е. реальность материального, внешнего для сознания человека мира, как уже отмечалось, слишком сложна и многообразна. В ней сплетается в трудно разложимый клубок столько жизней и столько различных ступеней развития, что во множестве случаев человек оказывается неспособным уловить великий смысл, которым пронизано все происходящее в мире. Искусство в своих подлинных, высших достижениях ставит перед нашим умственным взором смысл мира в конкретном, чувственно воплощенном выражении его, что дает высокие ступени красоты. Реалистическое искусство достигает этой цели путем выборки из состава действительности, а искусство идеалистическое, которое у великих художников всегда заключает в себе струю реализма, прибавляет к ней еще творение новых черт жизни. Высшая функция искусства заключается в том, что изображаемый им мировой смысл посредством своей красоты мощно влияет на человека в его целости, во всех его функциях: он воспитывает волю и чувство человека, дает уму знание, открывая Истину в объективном смысле, и доставляет нам минуты счастья в земной жизни.

Мировой смысл, о котором идет речь, открывается через усмотрение, переживание или хотя бы намеки на связь мира с Богом. Философы и художники, знающие, что есть Бог или вообще Сверхмировое абсолютно совершенное начало, имеющее для мира всепроникающее значение, когда говорят о сущности искусства, обыкновенно и ставят его в связь с божественными основами бытия. Гегель говорит, что высшая задача искусства состоит в том, чтобы выражать Божественное в конкретном чувственном явлении. Ему вторят художники. Так, по словам Жуковского, "поэзия есть Бог в святых мечтах земли". Александр Блок, послушав стихи Анны Ахматовой, когда его настойчиво стали просить выразить о них свое мнение, сказал: "Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо писать как бы перед Богом".

С большим жаром развивает данную мысль применительно к искусству ХХ века знаменитый философ И.А. Ильин. В работе "Основы художества. О совершенном в искусстве" он пишет, что искусство, есть пророческое служение. Бог - художник мира, а человек-художник - "зритель" его. Отсюда ясно, что подлинное искусство требует творческого созерцания, направленного на духовное бытие, объективно ценное и совершенное. Безрелигиозное искусство творится без любви к Божественному, совершенному. В основе его лежат страсти без духа, а они разрушительны: это - чувствительность, лишенная органической связности, разложение, выражающееся в чувственном возбужденности, нервной развинченности, духовной пустоте. Примеры такого упадка искусства он находит у Р. Штрауса, Пикассо, Скрябина, Игоря Северянина, Маяковского.

И действительно, великое искусство всегда стоит в связи, сознательной или подсознательной, с проблемами религии и со всеми абсолютными ценностями - с Богом, с Истиной, с нравственным добром, свободой, полнотой жизни. Вспомним только в качестве примера несколько первоклассных гениев - творцов гомеровского эпоса, Эсхила, Софокла, Данте, Шекспира, Корнеля, Расина, Шиллера, Гете, Льва Толстого. Русский национальный гений А.С. Пушкин был реалистом, но он показал действительность в свете Божественной правды. Мировоззрение Ф.М. Достоевского суть один из значительных образцов христианского миропонимания и мироощущения. Судьбу своих героев Достоевский изображает как зависящую от их отношения к Богу.

Лучшие произведения живописи, скульптуры и архитектуры также прямо относятся к области религии или ведут к ней. Особенно непосредственно и глубоко бывают связаны с религиозными основами мира величайшие музыкальные произведения. Красота в искусстве, особенно музыкальная красота часто бывают источником глубокого религиозного опыта, приводящего человека впервые к Богу или исцеляющего его от зародившихся сомнений.

Открывая смысл мира в конкретном воплощении его, пронизанном красотой, искусство с большой силой влияет на все стороны жизни - на религиозную жизнь, нравственную, политическую и т.д. Отсюда является стремление использовать искусство для обличения каких-либо отрицательных сторон жизни, для распространения каких-либо идей, новых форм общественности и т.п. Если художник, творя такое произведение искусства, продолжает в то же время служить истине и сохраняет силу подлинно художественного воплощения действительности или идеала, то его творчество есть законное проявление его высокого духа, не унижающее искусство, а напротив, обнаруживающее величие этой деятельности. Такова, например, драма Шиллера "Дон Карлос" или роман Достоевского "Бесы", раскрывающий сатанинскую струю революционного движения.

Но если в целях пропаганды идей художник подделывает действительность, искажает ее и неизбежно при этом творение его оказывается не достаточно художественным, его творчество становится тенденциозным в дурном значении этого слова: оно низводит искусство на степень лишь средства, и притом средства плохого. В качестве реакции против этого зла появляется лозунг - "искусство для искусства", который влечет художника к падению в другую крайность. Сторонники этого лозунга, говорит Вл, Соловьев в своей статье "Первый шаг к положительной эстетике", "не ограничиваются справедливым утверждением специфической особенности искусства, или самостоятельность тех средств, какими оно действует, а отрицают всякую существенную связь с другими человеческими деятельностями и необходимое подчинение его общим целям человечества, считая его чем-то в себе замкнутым и безусловно самодовлеющим; вместо законной автономии для художественной области они проповедуют эстетический сепаратизм". "Нет, - продолжает Соловьев, - искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себя и особый элемент искусства - красоту, но включает не как отдельное и самодовлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным содержанием жизни".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б... Введение в философию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В/. Искусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Диалог национальных культур в истории
  Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги