рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалог национальных культур в истории

Диалог национальных культур в истории - раздел Философия, Введение в философию   Всемирно-Историческая И Культурно-Историческая Концепции Исто...

 

Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции истории по большому счету отвергают диалог между своеобразными национальными культурами, то есть позитивное, взаимообогащающее сосуществование культур, ибо первая концепция, фактически, признает существование только одной культуры - европейской, тождественной общечеловеческой, а вторая - в смешении культур видит предвестник смерти человечества (Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев). Для теоретического обоснования возможности позитивного диалога культур необходимо создать синтезирующую историософскую концепцию, то есть доказывающую реальность бытия общечеловеческой культуры как системы, состоящей из культур национальных. Успешная работа по решению данной теоретической проблемы была проделана в русской философии XIX-XX веков.

Актуальнейшая ныне проблема диалога культур глубоко заинтересовала русскую общественную мысль еще в XIX веке, правда, в связи с практически значимым для того времени вопросом о взаимоотношениях России и Европы. Общее теоретическое решение проблемы диалога культур рождалось в процессе острой научной полемики именно по названному конкретному вопросу. "Синтетическая" концепция истории была создана в процессе дискуссии между представителями всемирно-исторической и культурно-исторической школ. Одним из первым подошел к позитивному решению проблемы В. С. Соловьев. Первоначально он находился на точке зрения сходной со всемирно-исторической концепцией, но в процессе научного спора с Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым существенно поменял свою позицию. Поэтому для уяснения "синтетической" концепции познакомимся с содержанием этого спора.

Основным пунктом спора между Соловьевым и Данилевским являлся вопрос о существовании общечеловеческого. Для Данилевского общечеловеческое суть тощая абстракция, реально же существует культурно-исторический тип, его история, культурные и цивилизационные достижения. Соловьев же настаивает на том, что общечеловеческое есть. Если некоторые факты реальной жизни, например межнациональная резня, заставляют нас усомниться в этом, то теоретику не надо им кланяться; общечеловеческое есть идеал, цель человеческой истории, и все осмысленные действия человечества вообще, народов, конкретных людей должны соотноситься с этой целью. Доказательство этого тезиса Соловьев строит на использовании оригинальной трактовки идеи организма. Понятие организма связывается им не только с реальным предметом (животное, человек и проч.); он считает, что есть и социальный, и духовный организм. Соловьев полагал, что "нет никакого основания ограничивать понятие организма только организмами вещественными, - мы можем говорить о духовном организме, об организме человечества, а потому мы можем говорить об организме божественном. Самое понятие об организме не исключает такого расширения, так как мы называем организмом все то, что состоит из множества элементов, не безразличных к целому и друг к другу, а безусловно необходимых как для целого, так и друг для друга, поскольку каждый представляет свое определенное содержание и, следовательно, имеет свое особенное значение ко всем другим" [29, Т.2. с. 107].

Данилевский тоже рассматривал общество как организм, но границы его очерчивал реально существующим культурно-историческим типом. Получалось, что всечеловеческое (не общечеловеческое!) составляем несколько таких организмов, "культурно-исторических" типов. Внутри каждого культурно-исторического типа Данилевский полагал в качестве идеала существование, выражаясь словами Леонтьева, "цветущей сложности", то есть социально-политическую организацию, подобную существующей в Европе в XIX веке. Единое же сильное государство мыслилось им не как цель, а как средство утверждения и цветения во всех областях культуры конкретного культурно-исторического типа, ибо без него народ может быть поглощен другими культурно-историческими типами, станет "питательной средой" для цветения других культур.

Различие в понимании цели и внутренних импульсов развития исторического процесса у Соловьева и Данилевского, предопределило и различие в их понимании проблемы взаимоотношения между народами и культурами. Согласно Данилевскому, в основу внешней политики народов, составляющих один культурно-исторический тип, по отношению к народам, составляющих другой, должен быть положен принцип здраво понятой пользы, то есть национального эгоизма. Данилевский, равно как и Леонтьев, утверждал, что христианская мораль не может быть основой взаимоотношений между народами различных культурно-исторических типов. Христианским нормам морали принадлежит статус абсолюта только в отношениях между людьми, поскольку они имеют своим основанием личное бессмертие (бессмертие души). Народ же не бессмертен; он существует определенный временной отрезок, в течение которого и должен осуществить свое уникальное предназначение - создать оригинальную культуру.

Соловьевское понимание человечества как единого организма логически приводит к требованию распространения действия христианских норм морали, как общечеловеческих, на межнациональные отношения. Он доказывал, что у народа, как целого, есть совесть и нравственный интерес, который складывается из нравственных интересов людей, народ составляющих. Более того, Соловьев подмечает, что человек зачастую требовательнее относится к нравственности своего государства, чем к своей собственной. Так, например, русский купец готов задушить другого за лишнюю копейку, однако, желает, чтобы его государство в отношении другого так не поступало, желает гордиться своим государством. Но доведенная до логического конца идея воплощения христианской нравственности в международных отношениях сперва привела Соловьева к мысли о том, что она требует самоотречения народа не только от своих материальных интересов, но и от специфической национальной культуры. Соловьев, вслед за Тютчевым, мечтал, что Россия станет всемирной христианской монархией. Для этой цели, думал он, необходимо воссоединение Восточной церкви, обладающей богатствами мистического созерцания, с Западной церковью, создавшей независимую от государства сверхнародную духовную власть; сочетание такой воссоединенной Церкви с политической мощью государства, покоряющегося нравственной силе авторитета Церкви, положило бы основу вселенской теократии. В этой теократии духовная власть принадлежала бы папе римскому, а политическая - русскому императору.

Осуществление данной утопии или ее варианта в жизнь предполагало утверждение одного из вариантов христианства в качестве единой для всего человечества религии, что привело бы к унификации культуры, стиранию культурных различий, ибо в основе национальной культуры лежит народная религия, вера. Как нам уже известно, Данилевский и Леонтьев доказывали, что унификация культуры суть предвестник смерти человечества. Более того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что историософская утопия Соловьева противоречит его же идеалу всеединства, ибо всеединство предполагает разнообразие частей, его составляющих. Поэтому Соловьев в дальнейшем своем развитии отказался от этой утопии, но в последней и, пожалуй, лучшей своей книге "Оправдание добра" он высказал такие глубокие мысли о нравственно правильном отношении народов и государств друг к другу, что их можно признать синтезирующими лучшие идеи культурно-исторической и всемирно-исторической школ. С точки зрения Соловьева, как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей гармонически восполнять друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а, наоборот, выявляя его в предельной полноте. "Истинное единство народа, - говорит Соловьев, - есть не однородность, а всенародность, то есть взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого". На этом пути осуществляется не отвлеченный общий человек (общечеловеческое), а конкретный всечеловек в том смысле, что каждый индивидуум в соборном единении с другими индивидуумами участвует во всей полноте и разнообразии жизни человечества. Такой идеал противоположен всенивилирующему и всеобедняющему космополитизму и интернационализму, ибо он требует не подавления, а развития национальных особенностей.

Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой свет и гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных культур могут проникать друг в друга и образовывать высшее единство.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Храмов В Б.. Введение в философию..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалог национальных культур в истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уя

Специфический предмет философии
  Популярные в современной культуре понятия “научной картины мира” и “философской картины мира” носят метафорический смысл. О картине мира в прямом смысле этого слова можно говорить л

Основные философские науки и их роль в жизни человека
Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в

Часть I. Исторические типы философии
Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во в

Значение философии в разные периоды истории античного
мира (общий обзор) Философия возникла в VII - VI веке до н. э. в Древней Греции вначале преимущественно как единое знание о мире, имеющее характер философии природы. Ставя

Философия эпохи эллинизма
После краткого периода расцвета, связанного с именами Платона и Аристотеля, начинается упадок философского творчества. Кризис философии связан с общим кризисом, который переживала античная культура

Д/. Плотин
Учение Плотина завершает все древнегреческое мышление, так как философия Плотина есть синтез систем Платона и Аристотеля. Но он также творчески развил некоторые аспекты учения названных мыслителей,

Онтология
Как было сказано выше, философия в средние века получила развитие в трудах отцов или профессоров церкви. Научную литературу, которую они создали, принято называть “патристикой”. К наиболее известны

Гносеология
Решение гносеологической проблемы философами средневековья тесно связано с онтологией. Характеристику гносеологии начнем с иллюстрации, которой послужит знаменитое определение философии, данное св.

Учение о культуре и смысле жизни
С точки зрения средневекового мышления, помимо макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека) в истории человечества, благодаря его творческой деятельности, создается среднее звено - мезокосм и

Общий обзор
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в деятельности итальянских философов возрождается свободное философское творчество в духе пантеизма, т.е. учения о всебожии. Философия по-прежнему занята религиозн

Европейская философия в ХVII веке
а/. Рационализм и эмпиризм (общий обзор) Науке в Новое время стало принадлежать особое место в жизни европейского общества. Ее стали понимать и использовать в качес

Философские идеи западников и славянофилов
Оригинальная русская философия берет начало с сороковых годов ХIХ столетия, с полемики славянофилов и западников. Развитие философской мысли до этого времени в России можно квалифицировать как подг

Философия Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии

А/. Пространственно-временное бытие
Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ:

Б/. Понятие субстанции
Кроме актуализма, существуют другие типы философских систем, утверждающие, что в основе мира есть бытие сверхпространственное и сверхвременное, преодолевающее раздробленность пространства и времени

В/. Душа как субстанция
Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, ч

Г./ Онтологическая природа причинности
Уяснение идеи субстанции позволяет разобраться с проблемой причинной связи, поставленной нами при разборе концепции Юма. Отношение причинной связи выражается в суждении: явление А закономе

Космология
  Изучив различные элементы бытия, философия ставит задачу, представить его как единое целое. Эту задачу и призвана решать философская космология. Основные понятия, используемые ею, -

Естественная теология. Религиозная и научная картины мира
  Исследование мирового бытия в русле органического мировоззрения неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге. В философских системах Платона, Аристотеля,

А/. Гилокинетическое учение о материи
Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др. Согласно гилокинетической теори

Б./ Динамическое учение о материи
Динамическое учение о материн в разных формах было развито такими философами, как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Вл. Соловъев и другими. Динамическое учение исходит из понятий пространства, времен

Общие задачи теории знания
  Теория познания или гносеология имеет своей задачей уяснить природу знания и условия, в силу которых знание возможно. Прежде к этому вопросу присоединялся еще и вопрос о "факто

Дуалистический реализм и теория воздействия
  На практике человек убеждается, что его сознание адекватно, то есть верно, усваивает внешний ему мир, ведь в ином случае успешная практика просто была бы невозможной. Исходя из этог

Сознание
  Для лучшего усвоения теории интуитивизма необходимо предварительно разобраться в некоторых аспектах проблемы сознания. Термин "сознание" имеет два смысла, весьма

Интуиитивизм
  Под словом интуиция Н.О. Лосский разумеет непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, то есть не посредст

Человек во Вселенной
  Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опира

Деятельность
  Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Спос

Творчество
  Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчест

Свобода
В качестве необходимого условия творческой деятельности следует назвать свободу, органически свойственную природе человека. Только благодаря тому, что человек свободен, то есть, способен совершать

Смысл жизни
  Размышление о природе человека естественно привело нас к проблеме, вынесенной в заглавие параграфа, рассмотрением которой занята "вторая" часть философии, практическая фил

Проблема социальной философии
Человеческая жизнь вообще полна страстей и напряженной борьбы. По словам Гёте, "быть человеком значит быть борцом", и правда этих слов больше всего обнаруживается в общественной жизни. Ми

Общество и индивид
Вопрос об отношении между обществом и индивидом сформулируем конкретнее: как должно строиться общество - на основе ли свободного взаимодействия отдельных людей или на основе принудительной организа

А/. Общественное бытие как духовная жизнь
Из содержания предыдущего параграфа следует, что общество есть особая, своеобразная область бытия именно потому, что оно не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а ест

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни
Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из

В/. Дуализм общественной жизни
Общество, согласно изложенному выше, имеет духовную природу; оно по характеру своего бытия принадлежит к той, выходящей за пределы эмпирической реальности, сфере, которая называется духовной жизнью

А/. Начало (принцип) служения
Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и потому есть высшее нормативное начало общественной жизни. Из предшествующего изложения мы усвоили, что человек, как

Б/. Начало солидарности
Вторая великая и вечная заповедь человеческой жизни: "возлюби ближнего, как самого себя", подобно первой, основной заповеди любви к Богу, также не есть какое-либо произвольное моральное п

В/. Начало свободы
Столь же первичным, как начало солидарности, является в общественном бытии начало индивидуальной свободы. Смысл и значение этого начала также вытекает из анализа онтологической природы общества.

Г/. Иерархизм
Совершенно очевидно, что равенство, в абсолютном смысле слова, есть начало в общественной жизни совершенно неосуществимое. Такого равенства в обществе на протяжении всей истории не существовало. Ка

Д/. Равенство
Если иерархизм и связанное с ним неравенство являются необходимыми началами общественной жизни, то остается ли в ней место для противоположного начала равенства? Если под равенством подразумевать р

Е/. Консерватизм и творчество в общественной жизни
В предшествующем изложении в качестве одной из существенных черт соборности называлось ее сверхвременность. В соборном единстве прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и э

Планомерность и спонтанность в общественной жизни
Выше отмечалось, что эмпирический слой жизни с одной стороны есть принудительная организация, а с другой - стихийное, непроизвольное взаимодействие отдельных индивидов и частей общества. Иначе гово

Культура и ценности. Человек в мире культуры
Изучение феномена культуры начнем с осмысления самою простого и популярного ее определения, опирающегося на понятие ценности, - культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством. Из опр

В их отношении к глобальным проблемам современности
  Понятие культуры, цивилизации и социального опыта близки друг другу по смыслу, но не тождественны. Различение содержаний названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттен

Наука и культура
  Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целог

В/. Искусство
Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движени

История как предмет философского исследования
  История, в самом простом ее определении есть цепь событий, расположенных во временной последовательности. Историософия, или как иногда говорят, философия истории, призвана выявить о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги