Роль народных масс в развитии культуры

Реакционные идеологи, отрицая способность трудящихся, простых людей к творческой деятельности, с особым рвением извращают роль народных масс в развитии культуры. Духовная культура, утверждают они, есть результат труда «избранных», только горстке гениальных людей человечество обязано развитием науки, литературы и искусства.

На первый взгляд такие утверждения могут показаться правильными. Действительно, почти в каждой области духовного творчества можно насчитать несколько десятков имен — таких, как Ньютон, Ломоносов и Эйнштейн в физике, Менделеев и Бутлеров в химии, Дарвин и Мичурин в биологии, Шекспир и Толстой в литературе, Бетховен и Чайковский в музыке, — без которых трудно даже представить современную культуру.

Марксисты отдают должное заслугам гениальных деятелей культуры. Но они ясно видят, что в ее развитие неоценимый вклад внесли и народные массы, трудящиеся. Именно они заложили основы всей духовной культуры человечества, создали условия для ее прогресса.

 

 

Известно, например, что литература и искусство развивались долгое время исключительно как народное творчество. Народные эпические поэмы, былины, сказки, предания, пословицы, песни послужили фундаментом, на котором происходило развитие литературы профессиональными писателями и поэтами. Точно так же народное изобразительное и прикладное искусство и народная архитектура заложили основу для последующего творчества художников и архитекторов. Народное творчество и сегодня представляет собой самостоятельную художественную ценность, а также неисчерпаемую сокровищницу образов и изобразительных средств, источник вдохновения для деятелей литературы и искусства. Именно в народном творчестве зарождается и складывается национальная форма искусства и литературы каждой страны.

Творчество народа заложило и основы науки. Нас поражают достижения талантливых ученых, открывающих новые источники энергии и чудодейственные вакцины, изобретающих необыкновенные машины и новые материалы, которые преображают нашу жизнь. Но не менее изумительным, чем эти достижения, был творческий подвиг народных масс, которые в повседневном труде, по крохам вырывали у природы ее первые тайны, добывали огонь, открывали способы выращивания злаков и выплавки металлов, изобретали и совершенствовали первые орудия труда, накапливали начальные знания о вещах и явлениях, окружающих человека.

На ранних ступенях развития культуры трудящиеся массы выступали, таким образом, непосредственными творцами всех культурных ценностей.

Положение не могло не измениться после отделения умственного труда от физического, после того как деятельность в области литературы, искусства и науки наряду с государственной деятельностью была монополизирована эксплуататорскими господствующими классами и обслуживающими их интересы слоями общества. С помощью целой системы мер — экономических и политических — все основные виды умственного труда, в том числе и труд в области культуры, были превращены в привилегию имущих. Отчуждение народных масс от культуры, удержание их в темноте стало в руках эксплуататоров одной из гарантий их классового господства.

Такие условия, естественно, ограничивали активное участие трудящихся масс в развитии науки, искусства и литературы.

Идеологи современной буржуазии усиленно спекулируют на этом факте. Они доказывают, что сложные виды умственного труда связанные с руководством политикой и экономикой и с творчеством в области культуры, якобы доступны лишь «избранным», так называемой «элите», т. е. представителям господствующих классов эксплуататорского общества.

 

 

А народные массы, трудящиеся объявляются этими «теоретиками» интеллектуально «неполноценными», способными лишь на «грубый» физический труд.

На деле ум и талант не классовая привилегия. Такой привилегией в эксплуататорском обществе становится лишь возможность ума и таланта проявить себя на поприще политики, науки, искусства и литературы. Эта возможность в классовом обществе предоставляется, как правило, выходцам из состоятельных классов.

И приходится только поражаться силе ума, таланта и воли многих тысяч трудящихся, которые даже в условиях эксплуататорского общества сумели выявить себя, внести существенный вклад в самые различные области духовной культуры или; даже стать выдающимися политическими деятелями. Таких, примеров история дает немало. Крестьянские сыновья Ньютон и Ломоносов стали величайшими учеными своей эпохи. Простой лесоруб Авраам Линкольн сыграл выдающуюся роль во время гражданской войны в США и был избран президентом. Выходец из городских низов Максим Горький стал великим писателем. Можно привести еще много таких имен. Но на каждого из них приходятся сотни и тысячи талантов из народа, которые погибли, так и не сумев проявить себя. История эксплуататорского общества — это подлинное кладбище народных талантов.

Одно из величайших преимуществ социализма состоит как раз в том, что он кладет конец этому безумному расточительству самого большого общественного богатства — человеческих талантов. Социализм, ликвидируя все сословные, политические и экономические привилегии, создает условия для всестороннего развития и рационального использования способностей людей, что само по себе ведет к огромному ускорению прогресса во всех областях общественной жизни.