Значение марксистского положения о решающей роли народных масс в истории

Положение о решающей роли народных масс в общественном развитии занимает важное место в теории марксизма-ленинизма. Общественной науке оно дает ключ к пониманию хода исторического процесса, устраняет коренной недостаток, всех домарксовских исторических теорий, которые не охватывали действий народных масс. Тем самым исследование общества направляется по пути изучения деятельности народных масс и условий их жизни, без чего нельзя понять ход истории.

Для марксистско-ленинских партий, для каждого члена этих партий правильное понимание роли народных масс в истории служит руководством в практической деятельности. Оно помогает выделить из всех направлений работы главное — организационную, идеологическую ивоспитательную

 

 

работу среди рабочих и всех грудящихся, сосредоточить на ней внимание и силы. История знает немало партий, в том числе партий, создававшихся для защиты интересов трудящихся, которые исчезли с политической арены именно потому, что не поняли значения такой работы, не сумели сплотить вокруг себя массы. Так, одной из главных причин краха партии «Народная воля» в России было то, что ее вожди недооценивали массы, всецело уповали на деятельность «критически мыслящих личностей», а свою борьбу с угнетателями сводили к индивидуальному террору.

Положение марксистско-ленинской теории о народе как творце истории имеет большое значение и для самих трудящихся масс. Развенчивая один из самых дорогих сердцу всех эксплуататоров мифов — миф о том, будто человеческое общество всем обязано горстке избранных, будто без них оно не может жить и развиваться, это положение пробуждает самосознание трудящихся масс, вдохновляет их на освободительную борьбу, вселяет в них веру в победный ее исход, в осуществимость идеалов общества, где полноправными хозяевами будут сами массы.

Марксистское учение орешающей роли народных масс в истории вместе с тем пробуждает у трудящихся глубокую ответственность за судьбы общества. Оно показывает им, что нельзя надеяться на «спасителя», что единственным героем, который может освободить народы от гнета и переделать общество в соответствии с чаяниями большинства человечества, являются сами трудящиеся.-