Раскол рабочего движения

Буржуазное влияние в рабочем движении проявляется в различных формах. Самая опасная из них — это распространение оппортунизма, реформизма. Суть оппортунизма состоит в стремлении «примирить» рабочее движение с капиталистическим строем. Отсюда и вся практика лидеров реформизма, направленная на соглашательство с господствующей буржуазией.

Реформизм вызвал глубокий раскол рабочего движения, который в капиталистических странах длится уже долго.

 

 

В этом главный вред, причиняемый оппортунизмом современному рабочему движению.

Раскол рабочего движения ослабляет ряды пролетариата, мешает его борьбе с буржуазией, облегчает капиталистам проведение реакционной, антирабочей политики. Отсутствие единства среди рабочих дает возможность буржуазии противопоставлять одну часть рабочего класса другой и даже использовать определенные группы рабочих, находящихся под ее влиянием, для борьбы не с врагами пролетариата, а с его братьями по классу, для борьбы против революционного рабочего движения. Раскол рабочего движения идет, понятно, только на пользу классу капиталистов, эксплуатирующему рабочих.

Серьезный ущерб рабочему движению наносит и распространение в среде пролетариата буржуазных идей национализма и шовинизма. Опасность национализма заключается прежде всего в том, что он отвлекает рабочих от борьбы против своего классового врага. Реакционной буржуазии не раз удавалось путем разжигания националистических настроений временно парализовать классовую борьбу пролетариата. Кроме того, распространение националистических и шовинистических идей ведет к разобщению рабочего движения, нарушает узы международной солидарности. Национализм и шовинизм, если с ними не борются, неизбежно разрушают рабочее движение, сталкивают его в русло сотрудничества с империалистической буржуазией.

Расколу рабочего движения содействует и влияние церкви. Реакционные церковники всячески пытаются изолировать религиозных рабочих от их братьев по классу, вовлекая их в сепаратные организации клерикального характера (христианско-демократические партии, католические профсоюзы и т. д.) и тем самым отвлекая их от борьбы против капитализма.

Однако среди самих верующих, а также среди определенной части духовенства антирабочая, реакционная политика церковных руководителей встречает растущее сопротивление. Известно немало случаев, когда честные священники, дорожащие своим добрым именем, включаются в борьбу за мир и выступают против реакции. Но эта деятельность идет вразрез с господствующими установками руководителей церкви, подчиняющих церковный аппарат целям империалистической Реакции.

Таким образом, господствующая буржуазия еще располагает мощными средствами противодействия освободительной борьбе рабочего класса. Неверно было бы недооценивать вытекающие отсюда трудности. Нельзя забывать, что по мере усиления рабочего движения усиливается и сопротивление кассовых противников пролетариата. Поэтому никакие

 

 

успехи рабочего движения не должны притуплять бдительность рабочего класса, ослаблять его активность и решимость в борьбе с теми препятствиями, которые еще лежат на пути осуществления им своей всемирно-исторической миссии.