Догматизм и сектантство ведут к отрыву от масс

Не только с ревизионизмом приходится вести борьбу коммунистическим партиям, но и с сектантством. Внешне они прямо противоположны друг другу. На самом же деле сектантство, которое изображает себя очень «левым», революционным, тоже ведет к ослаблению партии.

В основе сектантства лежит догматическое отношение к отдельным теоретическим положениям и формулам, как будто в них дано решение всех возможных проблем политической жизни. Вместо того чтобы изучать живую жизнь, догматики идут от схемы, и если факты не укладываются в нее, то они игнорируют факты. Догматизм означает отрыв от действительности, и партия, если она не борется с догматизмом, превращается в секту, оторванную от жизни.

Попытка цепляться за вчерашний день, за политику и организационные формы, не отвечающие изменившимся условиям, фактически означает, как сказал В. И. Ленин, «политику революционного безделья...»25. Практика всех коммунистических партий многочисленными примерами подтвердила справедливость этого ленинского вывода.

В России сектантство проявилось в нежелании использовать те легальные возможности, которые первая русская революция, несмотря на поражение, все же вырвала у царизма. Члены партии, считавшие себя «революционнее» партии, добивались отказа от участия в Государственной думе, от работы в профсоюзах и в страховых кассах. Трудной работе в массах они предпочитали гордое ожидание нового революционного кризиса.

Многие коммунистические партии, образовавшиеся в капиталистических странах после Октябрьской революции, в первый период своего существования допускали ошибки сектантского характера. В. И. Ленин назвал это тогда детской болезнью «левизны» в коммунизме. Такие ошибки выражались в отказе работать в профсоюзах, находящихся под руководством реакционеров и оппортунистов, участвовать в буржуазных парламентах, идти в необходимых случаях на компромиссы и вообще применять гибкую тактику.

 

 

Бороться с проявлениями сектантства приходится и в настоящее время. Главная суть сектантства заключается в отрыве от масс, в неиспользовании имеющихся возможностей революционной работы, в стремлении уйти от жгучих вопросов, которые выдвигает жизнь. Если ревизионизм стремится примирить партию с капитализмом, то сектантство лишает ее связей с массами, без чего невозможно успешно бороться с капитализмом. Поэтому нельзя укреплять партию, не борясь с сектантством, в чем бы оно ни выражалось.

Совещание представителей коммунистических и рабочих партий в Москве подчеркнуло необходимость решительного преодоления ревизионизма и догматизма в рядах партии. «Осуждая догматизм, — говорится в Декларации Совещания, — коммунистические партии считают в современных условиях главной опасностью ревизионизм, иными словами, правый оппортунизм, как проявление буржуазной идеологии, парализующей революционную энергию рабочего класса, требующей сохранения или восстановления капитализма. Однако догматизм и сектантство могут представлять также основную опасность на отдельных этапах развития той или иной партии. Каждая компартия определяет, какая опасность для нее представляет в данное время главную опасность»26.