Новые формы колониальной политики

Империалисты не хотят примириться с утратой колоний. Они ищут средств, способных спасти колониализм. Из этих поисков выросли многочисленные теории «неоколониализма», т. е. нового колониализма, который якобы свободен от всех пороков прошлого и гармонически примиряет интересы угнетенных и угнетателей. В действительности новый колониализм есть не что иное, как стремление достигнуть обычных империалистических целей путем косвенного контроля над странами, формально получившими независимость.

Сам по себе метод косвенного контроля не нов в колониальной практике. Новым является стремление сделать его главным орудием современного колониализма, ибо старые методы прямого насилия над народами настолько дискредитированы, что их не осмеливаются защищать даже все империалисты.

Прежде всего колонизаторы прилагают усилия к тому, чтобы расширить социальную базу своего господства и найти новые военно-политические, экономические и идеологические средства его закрепления. Как указывалось выше, традиционной социальной опорой империалистов были феодальные и компрадорские круги. Поскольку эти классы опираются на устаревшие экономические отношения, их позиции теперь резко ослабели. Кроме того, они (за небольшим исключением) непоправимо скомпрометированы в глазах народных масс. Продолжая поддерживать где только можно феодалов и ком-

 

 

прадоров, империалисты занялись поэтому поисками других союзников, главным образом среди представителей правого крыла национальной буржуазии, наиболее далекого от интересов народа, а также среди некоторых групп интеллигенции и реакционного духовенства.

Для налаживания сговора с ними империалисты используют методы запугивания несуществующей «коммунистической угрозой», а также военно-политическое давление и определенные финансово-экономические приманки.

Старая, «классическая» колониальная политика исходила из стремления помешать, насколько это зависело от империалистов, созданию в колониях промышленности, за исключением добывающей. Вдохновители «неоколониализма» на словах выступают за индустриализацию. Под этим подразумевается, однако, лишь создание предприятий легкой и горнорудной промышленности, средств сообщения и связи, что не может существенно угрожать экономическим позициям иностранных монополий. В то же время стремления стран Азии, Африки и Латинской Америки осуществить подлинную индустриализацию по-прежнему встречают яростное сопротивление. Известны, например, многочисленные случаи отказа стран Запада поставлять в молодые государства промышленное оборудование, машины и станки. В крайнем случае империалисты идут на создание в этих странах своих предприятий, причем требуют свободы вывоза прибылей и всяческих гарантий против национализации. Создание государственного сектора в экономике бывших колониальных и зависимых стран вообще вызывает большое недовольство и сопротивление империалистических монополий.

Основной военно-политической формой нового колониализма стали агрессивные блоки вроде СЕАТО и бывшего Багдадского пакта, создаваемые на «смешанной» основе, т. е. с участием формально независимых государств и их вчерашних империалистических угнетателей. Сколоченные под флагом «антикоммунизма», эти блоки в действительности имеют целью открыть для военных сил империализма ворота бывших колониальных стран, установить политический и стратегический контроль над этими странами и использовать их для борьбы с национально-освободительным движением.

Известному пересмотру подверглись за последние годы и идеологические основы колониальной политики. В современных условиях империалистам все чаще приходится отказываться от открытой проповеди расизма и обветшавших теорий «превосходства» белого человека. Подделываясь под общественные настроения, теперь даже самые заскорузлые империалисты не прочь порассуждать о единой человеческой семье и праве всех народов на самостоятельное существо-

 

 

вание. Но фактически под новыми вывесками преподносятся прежние цели колониального порабощения.

Разве не пронизана колонизаторским духом, например, теория «вакуума», выдвинутая еще в 1950 г. Даллесом? Смысл ее состоит в том, что после изгнания колонизаторов из угнетенных стран там образовался некий опасный «вакуум» — пустота, зияние, — заполнить который сами освобожденные народы не могут. Это надлежит сделать якобы западным державам, прежде всего Соединенным Штатам. Теория «вакуума» явно выражает расистское пренебрежение к разуму и творческим силам народов Востока и должна служить оправданием экспансии американского империализма. Не случайно из теории «вакуума» выросла впоследствии «доктрина Даллеса — Эйзенхауэра», провозгласившая «право» Соединенных Штатов на вооруженное вмешательство в дела Арабского Востока.

К идеологическим «новинкам» следует отнести и различные теории «коллективного колониализма», под флагом которого в последние годы не раз выступали американские империалисты. Цель этой затеи — заменить господство отдельных западных держав в колониях совместной эксплуатацией ими колониальных стран при непременном и руководящем участии американского капитала. Разумеется, угнетенным народам это не сулит никакого облегчения их участи, так же как ограбленному человеку не становится легче, когда он узнает, что был жертвой не одного разбойника, а целой шайки.

Проводником нового колониализма и главной опорой его в мировом масштабе выступает в наши дни американский империализм. После второй мировой войны Соединенные Штаты заметно округлили империю доллара. Помимо фактического захвата части Китая — острова Тайвань и оккупации ряда принадлежащих Японии тихоокеанских островов американские монополии обосновались в Южном Вьетнаме и Южной Корее, приобрели серьезные экономические и стратегические позиции в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.

Тем не менее до последнего времени американскому империализму удавалось щеголять в павлиньих перьях поборника «антиколониализма» и «освобождения» угнетенных народов. Эта репутация была приобретена самым дешевым путем — посредством демагогической критики некоторых наиболее возмутительных действий европейских колониальных держав, а также посредством предложений экономической «помощи» слаборазвитым странам. Некоторые недальновидные люди не сразу поняли, что «антиколониализм» американских монополий напускной, что они отказываются выступать вместе с европейскими колонизаторами только тогда, когда желают им. поражения в надежде занять их место. Что ка-

сается американской экономической «помощи», то ее назначение состоит в том, чтобы привязать принявшие ее страны к военной колеснице американского империализма. Достаточно сказать, что из 3,8 млрд. долл., ассигнованных США на «помощь» иностранным государствам в 1957 г., лишь 350 млн., т. е. менее 10%, составляли средства, предназначенные на цели экономического развития. Не удивительно, что многие страны Азии и Африки, несмотря на нужду в капиталах, не раз отклоняли предложения помощи, исходившие от США.

Народы все отчетливее видят, что Соединенные Штаты стали в современном мире главным столпом колониальной системы, без которого эта система рухнула бы гораздо быстрее.