Новый характер общественного труда

Когда все основные средства производства сосредоточиваются в руках социалистического государства и производственных кооперативов, труд каждого человека утрачивает частный характер и приобретает непосредственно общественный характер. Это значит, что трудовая деятельность каждого человека служит выполнению определенной части народнохозяйственного плана.

При капитализме каждый товаропроизводитель работает на свой страх и риск. Товаропроизводители связаны друг с другом через рынок. Там, и только там, выясняется в конце концов действительная потребность общества в затрате тех или иных видов труда. Кризисы — особенно наглядное свидетельство расточительного использования трудовых ресурсов в капиталистическом обществе. Здесь тяжелый труд миллионов чередуется с муками безработицы,

Непосредственно общественный характер труда при социализме, где заранее учитываются возможности и потребности общества, способствует развитию новых стимулов у трудящихся. Наряду с материальной заинтересованностью возникают моральные побуждения к труду. Труд благодаря этому становится все более осмысленным, постепенно превращаясь из простого средства существования в дело чести. Растет производственная активность трудящихся, усиливается их участие в общественной жизни. Множатся ряды изобретателей, рационализаторов и других новаторов производства. Вместо старой трудовой дисциплины, построенной на принуждении, крепнет новая, сознательная дисциплина, основанная на понимании каждым трудящимся своего долга перед обществом и личной заинтересованности в труде.

Новое отношение к труду, заботу трудящихся о развитии общественного производства выражает социалистическое соревнование. В процессе соревнования практически преодолеваются недостатки в организации производства, вскрываются и используются ранее неизвестные резервы. Соревнование представляет собой особо действенный метод самокритики, свойственное социализму средство преодоления противоречий. Соревнованию чужд дух соперничества, оно предполагает товарищескую помощь отставшим со стороны передовых, с тем чтобы добиться общего подъема.

Уже в первые годы становления нового строя в Советской России родились коммунистические субботники. В. И. Ленин прозорливо увидел в них ростки нового отношения к труду.

 

 

«Это, — писал он в 1919 г., — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым» 10.