Освобождение личности через освобождение трудящихся масс

Духовный облик человека, его отношение к окружающим и еголичное самосознание зависят от характера общества, в котором он живет.

Буржуазная пропаганда изображает капиталистический строй царством свободы личности, а формально-юридическое равенство людей выдает за единственно

 

 

возможную форму равенства. Однако на деле господство капитала — это величайшее надругательство над человеческой личностью.

Капитал строит отношения между людьми на корыстном расчете. Деньги заменяют все личные качества человека. В капиталистическом обществе, писал Маркс, «то, что я есмь и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я — по своей индивидуальности — хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почёте, а значит, в почёте и их владелец. Деньги являются высшим благом — значит, хорош и их владелец» 9.

На одном полюсе изнурительный труд, всепоглощающая забота о куске хлеба изматывают и отупляют человека. На другом полюсе пресыщение жизненными благами и отсутствие плодотворной общественной деятельности порождают стремление замкнуться в интимных переживаниях своего «я». Такой индивидуализм приводит к оскудению внутреннего мира человека, рождает чувства опустошенности, тоски и раздвоенности. В условиях разложения буржуазного общества он легко превращается в зоологический, волчий эгоизм, ту идеологию «сверхчеловека», которую так ярко выразила философия Ницше, ставшая одним из краеугольных камней фашистского мировоззрения. Все это и есть настоящее «разрушение личности».

Выход из положения дает только социалистическая революция. «Если характер человека, — писал Маркс, — создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»10. Не может быть свободы человека от общества, свобода возможна только в обществе. Чтобы освободить личность, надо освободить всю массу людей, изменив общественные отношения, которые их порабощают. Освобождение личности через освобождение трудящихся масс — вот суть позиции коммунистов, краеугольный камень их коллективистской идеологии.

Когда буржуазная пропаганда обвиняет марксистов в «уничтожении личности», она молчаливо исходит из того, будто основа личности — частная собственность. Но уничтожение частной собственности страшно лишь тем, у кого все общественное положение, начиная с комфорта и кончая авторитетом среди окружающих, базируется не на индивидуальных способностях и личных заслугах, а на привилегиях богатства. Таким людям отмена частной собственности на средства производства, используемые для эксплуатации и унижения других личностей, действительно кажется упразднением их

 

 

собственной личности, тем более что это лишает их возможности вести праздную жизнь, а труд для буржуа-паразита — самое ужасное бедствие.

Напротив, людям труда и таланта социализм открывает широкие возможности для раскрытия и применения их индивидуальных дарований. Только социалистический строй позволяет «...втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» 11(Ленин).

Социализм впервые признает право на развитие и самостоятельное творчество за простыми тружениками, которых буржуазная идеология всегда пренебрежительно третировала как «серую массу». Он вместе с тем обеспечивает это право, передавая в руки общества все материальные средства, позволяющие развивать таланты и способности людей. По мере укрепления социалистического строя, роста изобилия материальных и духовных благ и совершенствования общественных отношений неуклонно умножаются и возможности развития и творчества, расцвета личности всех членов общества.