Сочетание личных и общественных интересов

Противоположность личных и общественных интересов возникла вместе с частной собственностью, при господстве котором человек, воспринимая общество как враждебную, давящую силу, стремится дать обществу поменьше, а себе урвать побольше.

Социалистический строй заботится прежде всего об общих интересах. Ведь от них зависит благополучие не только всего общества, но и каждого его члена. Поэтому социалистическая мораль осуждает проявления индивидуализма и мелкособственнического эгоизма, справедливо расценивая их как пережитки капиталистического прошлого в сознании людей. Но, с другой стороны, еще Ф. Энгельс указывал, что «общество не может освободить себя, не освободив и каждого отдельного человека» 12. Забота о человеке, чуткое, внимательное отношение к нему — одно из важнейших требований социалистической морали.

В условиях социализма перед каждым членом общества открыт путь к улучшению своего положения — путь более производительного и квалифицированного труда. Естественно, что стремление людей поднять свое благосостояние таким путем отвечает интересам общества и всячески поддерживается им. В этом объективная основа, на которой развивается органическое единство личных и общественных интересов в социалистическом обществе. Эта особенность социалистического строя находит свое отражение в сознании людей. По мере того как растет социалистическая сознательность народных масс, в

 

 

деятельности людей все большую роль начинают играть моральные стимулы, а забота об общественных делах становится личным делом каждого. Человек, воспитанный в духе социалистической морали, не может равнодушно проходить мимо недостатков, мимо всего, что противоречит интересам общества, хотя бы это непосредственно его и не касалось. Чувство хозяина и неразрывно связанное с ним сознание ответственности за общее дело составляют важнейшую черту духовного облика нового человека. У членов социалистического общества велики не только права, но и обязанности. Но это обязанности хозяев, подлинных граждан страны, а не повинности забитых подданных.

Разумеется, в течение нескольких десятилетий невозможно полностью искоренить все представления и привычки, утвердившиеся за долгие тысячелетия господства частной собственности. В сознании некоторой части членов социалистического общества еще живы различные черты старой морали и быта: недобросовестное отношение к работе, стяжательство, эгоизм, националистические предрассудки, неправильное отношение к женщине, привычка к пьянству, антиобщественные взгляды, подчас ведущие к хулиганству и преступлениям. О всех подобных явлениях мы говорим как о пережитках капитализма. Этим подчеркивается и то, что они чужды социализму, и то, что сами по себе социалистические общественные отношения не только не порождают подобных уродливых явлений, но, наоборот, постепенно вытесняют их.

Пережитки капитализма цепко удерживаются в сознании части членов общества. Нельзя забывать, что есть обширные области человеческих отношений, на которые антисоциальные привычки, взгляды и нравы оказывают особенно большое влияние, например семейные, бытовые. На такого рода отношения, несомненно, могут воздействовать не только передовая социалистическая мораль и идеология, завоевывающая господствующее положение в обществе, но и отсталые взгляды и нравы, сохраняющиеся у части его членов. Если такие взгляды и нравы не встречают должного отпора, они могут оказать вредное влияние на сознание других людей, особенно подрастающего поколения.

Вот почему и после победы социализма сохраняется необходимость в терпеливой и повседневной воспитательной работе. Социализм немыслим без общественной дисциплины, обязывающей гражданина выполнять требования общества и соблюдать правила социалистического общежития. Это отвечает и интересам каждого отдельного человека, если понимать эти интересы правильно, видеть их зависимость от процветания всего общества.

Развивающееся единство личных и общественных интересов — важнейшее моральное преимущество социалистического

 

 

строя, устраняющего старую трагедию «разорванности» человеческого сознания и воспитывающего цельных, жизнерадостных, мужественных людей, не боящихся трудностей. Победа социализма — это величайшая моральная революция. «Само собой понятно, — писал по этому поводу великий французский писатель Ромэн Роллан, — что эта моральная революция еще не кончена, но она совершается и ее последствия будут неизмеримы. Уже сейчас можно сказать, что она спасает цивилизацию от отчаянного банкротства, при котором человеческий дух зашел бы в тупик своего бесплодного и гордого одиночества... Новый век могущественного порыва, радостного движения вперед открывается для всего человечества».