Повышение коммунистической идейности

Преданность широких народных масс коммунистическим идеям — одно из самых замечательных достижении социалистического строя; Общество заинтересовано в том, чтобы и дальше росла идейность людей, которая делает прочным каждый успех в строительстве коммунизма, вызывает мощный прилив энергии в массах.

Коммунистическую идейность не надо смешивать со знанием теории научного коммунизма. Хотя знание теории способствует воспитанию идейности, тем не менее убежденность в правоте коммунизма приобретается не только этим путем. Практика строительства коммунизма — лучшая школа воспитания. В этом смысле дальнейшие успехи в развитии народного хозяйства и культуры, подъеме благосостояния трудящихся призваны сыграть решающую роль в повышении коммунистической идейности.

Однако это не значит, что можно недооценивать идеологические средства воспитания. Наоборот, значение их чем дальше, тем больше возрастает. Сюда относятся прежде всего распространение коммунистических идей, пропаганда марксистско-ленинского мировоззрения, политическое просвещение.

Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы ее мировоззрение стало достоянием не только авангарда, не только передовой части рабочих, крестьян и интеллигенции, но и всех членов общества. Это — огромная задача. Решение ее, однако, облегчается тем, что марксизм-ленинизм соответствует коренным интересам трудящихся. В этом залог того, что по мере движения к коммунизму весь народ придет к единому, марксистско-ленинскому мировоззрению.

В планах коммунистического строительства в Советском Союзе предусматривается создание самых благоприятных условий для идеологической работы. Получают широкое развитие печать, радио, телевидение, кино и культурно-просветительные учреждения. Значительно увеличатся тиражи газет, журналов и книг.

Усвоение массами коммунистической идеологии идет тем успешнее, чем теснее пропаганда ее увязана с жизнью. Задача состоит в том, чтобы не только разъяснять теорию, но и учить людей, как претворять ее в жизнь. Вот почему комму-

 

 

нистическая партия ведет решительную борьбу с отрывом идеологической работы от практики строительства коммунизма.

Большими возможностями для идеологического воспитания располагают художественная литература, радио, телевидение, театр, кино, изобразительное искусство. Они доносят высокие идеалы коммунизма до самых широких слоев населения, причем в такой форме, которая оказывается особенно впечатляющей, воздействуя не только на ум, но и на чувства человека.

Движение народа к коммунизму открывает перед литературой и искусством замечательные перспективы. Величие самих задач коммунистического строительства, становление нового человека вдохновляют на создание высокоидейных, высокохудожественных произведений. Непременное условие этого — глубокое знание писателями и другими деятелями искусства жизни и стремлений народа.

«Главная линия развития состоит в том, — говорится в важнейшем партийном документе «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» (1957 г.), — чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества. Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма» 10.

В работе по идеологическому воспитанию есть свои трудности, свои препятствия, с которыми приходится упорно бороться. Речь идет о пережитках капитализма в сознании части людей, о тлетворном влиянии буржуазной идеологии, которые мешают делу коммунистического строительства. Окончательное преодоление этих пережитков — важная задача периода перехода к коммунизму. В первую очередь необходимо добиться искоренения таких наслоений прошлого, как неправильное отношение к общественной собственности и труду, национализм и религиозные предрассудки, пьянство, неуважение к женщине, бытовая распущенность.

Было бы неправильно успокаивать себя тем, будто пережитки капитализма могут быть только у представителей старшего поколения. К сожалению, от их влияния не свободна некоторая часть молодежи, мало закаленная в идейном отношении. Она склонна доверчиво относиться к внешней мишуре буржуазной культуры и образа жизни, не видя за ней подлинных трагедий трудящегося человека в капиталистическом мире — безработицы, необеспеченности, неуверенности в завтрашнем дне.

 

 

Надо считаться с тем, что социалистические страны не отгорожены от мира капитализма непроницаемой стеной. Оттуда по самым разнообразным каналам проникают буржуазные идеи, взгляды и обычаи, оказывая известное воздействие на недостаточно стойкие умы.

Из того факта, что социалистические государства стоят за мирное сосуществование с капитализмом, никак нельзя делать вывод, будто можно объявить «перемирие» в борьбе пролетарского мировоззрения с буржуазным. Наоборот, эта борьба нередко принимает даже более острый характер, потому что империалистическая буржуазия, не желая мириться с утратой: своих политических и идейных позиций, усиливает идеологическое наступление на социалистические страны.

Вот почему XXI съезд КПСС еще раз подчеркнул необходимость «продолжать непримиримую борьбу с враждебной буржуазной идеологией», обратив «особое внимание на коммунистическое воспитание подрастающего поколения».