Учиться работать и жить по-коммунистически

Строить коммунизм — значит хорошо работать, трудиться все более производительно.

Для этого нужно не только неуклонно повышать культуру и профессиональные знания рабочих, крестьян, интеллигенции, но и воспитывать в людях коммунистическое отношение к труду. Развитие такого высокосознательного отношения к труду партия ставит в центр своей воспитательной работы, добиваясь, чтобы труд, как создатель всех материальных и культурных благ, превратился в первейшую жизненную потребность всех людей.

Коммунистическое отношение к труду — это, в первую очередь, готовность и желание хорошо работать не потому, что кто-то подгоняет, и не потому только, что от этого зависит заработок, но и в силу высокой сознательности и морального долга. Это, далее, живой, творческий, новаторский подход к делу, постоянные поиски способов повышения производительности труда, улучшения качества и удешевления продукции.

Великая сила социализма в том, что этот строй, освобождая людей от эксплуатации, рождает глубокие моральные стимулы к труду. В Советском Союзе горячее стремление быть полезным обществу увлекло в последние годы многие тысячи юношей и девушек на целинные земли и стройки Сибири и Дальнего Востока. Это же стремление побудило простого советского человека Валентину Гаганову, как и тысячи ее последователей, поступившись на время частью заработка, перейти из передовой бригады в отстающую, чтобы помочь ей догнать ушедших вперед товарищей.

По мере приближения к коммунизму сознательным, подлинно коммунистическим отношением к труду должны про-

 

 

никнуться не только передовики производства, но и основная масса трудящихся. Это, конечно, не значит, что материальные стимулы можно просто отменить, поставив на их место моральные. Материальная заинтересованность была и остается важной движущей силой повышения производительности труда. Но при переходе к коммунизму она должна все больше дополняться моральными побуждениями, пока они не будут играть главенствующую роль.

Созданию условий, необходимых для этого, подчинены многие мероприятия социалистического общества. Одни из них направлены на то, чтобы устранить последние причины, мешающие людям любить труд. Это постепенная передача машинам всех физически тяжелых, неприятных и тем более вредных работ, сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели и т. д. Другие меры нацелены на то, чтобы еще выше поднять славу труда и трудового человека. Такую цель преследует, в частности, награждение орденами, медалями и почетными грамотами лучших рабочих, колхозников и служащих, выдвижение их в высшие органы власти и на руководящие посты в партийных и общественных организациях, наконец, то повседневное внимание, которое проявляют к людям труда печать, радио, литература и искусство.

Но коммунистическое отношение к труду воспитывается не только сверху, но и снизу. Для наших дней особенно характерна забота самих трудящихся масс о том, чтобы все больше людей работало по-коммунистически. Об этом свидетельствует, в частности, развернувшееся в Советском Союзе движение бригад коммунистического труда, поставивших перед собой именно такую задачу.

Вместе с тем это движение ставит и другую цель: учиться жить по-коммунистически! Жить так, чтобы отношения в быту, в семье, в повседневном общении с другими людьми отвечали высоким требованиям коммунистической морали. В этом лозунге находит свое выражение забота самих членов общества о быстрейшем становлении коммунистического образа жизни, самого содержательного, чистого и умного образа жизни, который когда-либо вели люди.

Сочетание воспитательной работы партии и социалистического государства с инициативой широкой общественности дает возможность поднять до подлинно коммунистического уровня моральный облик всех людей. А это значит — выработать такую нравственность, в основе которой лежит преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка.

 

 

По мере движения к коммунизму, несомненно, будут расти не только запросы членов общества, но и требования общества к своим гражданам, к их поведению на производстве, в общественных местах, в семье и быту. Но требовательность эта будет все более опираться на методы морального воздействия и убеждения. Одновременно и центр тяжести воспитания нового человека будет перемещаться непосредственно в коллективы.

Общественная практика социалистических стран уже показала, что наиболее действенное средство борьбы против эгоистического индивидуализма, который представляет собой главного противника коммунистической морали, состоит в том, чтобы противопоставить ему активный коллективизм. Коллективизм больше всего отвечает идеалу коммунизма, ибо в качестве высшей нормы поведения он утверждает служение общественному благу. В то же время он больше всего отвечает и интересам отдельной личности, прививая ей самые высокие человеческие качества.

Вот почему в период перехода к коммунизму коммунистическая партия придает решающее значение воспитательной работе в первичных партийных, комсомольских и профсоюзных организациях, а также в производственных коллективах, в которых непосредственно протекает деятельность людей. Социалистический коллектив обладает огромной силой воздействия, способной в случае необходимости перевоспитать, сделать полезными членами общества, казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на использовании воздействия коллектива построена вся прогрессивная педагогика, представленная таким выдающимся новатором педагогики, как А. С. Макаренко.

КПСС добивается усиления роли коллективов в коммунистическом воспитании прежде всего путем расширения их прав, полномочий, сферы деятельности. Ведь коллектив может оказать на своих членов тем большее воздействие, чем он сплоченней. А сплоченным может быть лишь тот коллектив, в котором бурлит жизнь, бьет через край активность и инициатива его членов, который занимается серьезными, настоящими делами.

Не может быть сомнения, что именно в коллективе сформируется человек будущего — человек, для которого принципы коммунизма станут основой его сознания, голосом его совести.