Необходимость и человеческая свобода

Великое значение марксистской философии состоит в том, что она вооружает трудящихся знанием законов развития объективного мира, законов его преобразования. Она является мощным оружием в борьбе за освобождение трудящихся от всех форм угнетения, за создание новой, свободной жизни.

Но возможна ли свобода человека? Способен ли человек стать хозяином своей собственной судьбы? Эти вопросы с давних времен волновали людей, но никто не мог дать на них убедительного ответа.

Философы, обсуждая вопрос о свободе, приходили к различным, но равно неправильным выводам.

Одни из них занимали позицию фатализма, отрицающего свободу. Фатализм признает извечную предопределенность всех действий человека. Религиозный фатализм (в мусульманской религии, в кальвинизме) утверждает, что воля человека предопределена богом. Старые, метафизические материалисты (например, Гольбах) говорили о естественной необходимости природы, которая якобы целиком связывает человека и не оставляет ему свободы действий.

Многие идеалистические направления, поскольку они весь мир выводят из сознания, из воли человека, наоборот, отрицают естественную необходимость. Они признают полную свободу человека, вплоть до утверждения абсолютного произвола. Такие философские теории о свободе представляют собою индетерминизм; примером может быть рассмотренная выше «философия существования».

Из домарксистских философов наиболее глубокое решение проблемы свободы и необходимости дал Гегель, но он развил его, как и все свое учение, на идеалистической основе. Гегель пытался связать свободу и необходимость, определив свободу как познанную необходимость. Но под необходимостью он разумел необходимое развитие абсолютной идеи, а свобода, согласно его учению, осуществлялась только в сфере духа.

Коренной порок учений Гегеля и всех идеалистов состоит в том, что свободу они понимают исключительно как свободу в духе, в сознании, совершенно обходя вопрос о реальных условиях жизни человека. К тому же они говорят всегда о свободе отдельной личности, игнорируя вопрос об освобождении масс.

Диалектический материализм дает научное решение вопроса о соотношении свободы и необходимости. Принимая необходимость за основу, материалистическая диалектика в то же время признает возможность свободы человека. Действительная свобода человека состоит не в воображаемой независимости человека от природных и общественных зако-

 

 

нов (такой независимости на самом деле быть не может), а в познании этих законов и в действиях, основанных на нем.

Люди не сверхъестественные существа, они так же не могут выскочить за пределы законов природы, как не могут не дышать. Кроме того, люди живут в обществе, они не могут выйти из-под действия законов общественной жизни. Они не могут по своему произволу ни отменять существующих законов общественного развития, ни вводить новых.

Но люди могут познать законы природы и общества и, зная характер и направление их действия, использовать их в своих интересах, поставить их себе на службу.

Доказательством того, что можно использовать законы природы, заставить их служить целям человека, является вся современная техника, которая построена не на игнорировании законов природы, а на их целесообразном использовании.

Намного труднее человеку справиться с законами общественной жизни, которые в течение тысячелетий властвовали над ним как чуждая, враждебная сила. Трудящийся человек был порабощен и стихийными законами экономической жизни, и властью господствовавших эксплуататорских классов.

Освобождение человека от социального, классового порабощения, достижение свободы — это долгий и трудный исторический процесс. Только в нашу эпоху он ускорился и охватил многомиллионные массы людей, вдохновленных учением марксизма-ленинизма на борьбу за коммунизм. Создание коммунистического общества будет означать скачок человечества из царства необходимости в царство свободы.

В ходе тысячелетнего развития человеческого общества люди, подчиняясь объективной, не зависящей от их собственной воли, необходимости, все больше и больше покоряют стихийные силы природы и создают предпосылки своего социального освобождения. Этот исторический процесс подчинен своим особым, социальным, законам, отличным от законов природы. Изучением этих законов, направляющих развитие человеческого общества, занимается особая часть марксистско-ленинской философии — исторический материализм. К изложению его мы и переходим.