Рабовладельческий строй

Основа производственных отношений этого строя — частная собственность рабовладельцев не только на средства производства, но и на самих работников — рабов. Собственность рабовладельца на. рабов и на все, что они производят, определялась уровнем развития производительных сил той эпохи. Этот уровень был достаточно высок, чтобы возникла возможность эксплуатации трудящихся. Но вместе с тем он был еще настолько низок, что эксплуатировать работников, присваивать себе часть произведенного ими продукта можно было, лишь сведя их потребление до минимума, оставляя им только то, что позволяет не умереть от голода. Делать это можно было, только лишив эксплуатируемых всех прав, низведя их до положения «говорящих орудий», применяя против них самые свирепые меры принуждения.

Смена производственных отношений произвела переворот и в других областях общественной жизни.

Отношения сотрудничества, солидарности, свойственные первобытной общине, уступили место отношениям господства одной части общества над другой, отношениям эксплуатации, угнетения, непримиримой вражды. Общество раскололось на антагонистические классы — на класс рабовладельцев и класс рабов.

Эпоха рабства принесла трудящимся страшные тяготы и бедствия. «Самые низменные интересы — вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная алчность,

 

 

эгоистический грабеж общего достояния — являются восприемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства — воровство, насилие, коварство, измена подтачивают старый бесклассовый родовой строй и приводят его к падению» 4. Так характеризует Энгельс эпоху перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

Зверская эксплуатация рабов вызывала с их стороны ожесточенное сопротивление. Чтобы подавлять его, потребовалось создать на месте прежних родовых и племенных органов управления специальный аппарат насилия — государство. Оно было призвано охранять собственность рабовладельцев и обеспечивать постоянный приток рабов за счет военнопленных, а также за счет обращенных в рабство несостоятельных должников. Вместе с государством родилось право — система юридических норм, предписаний, выражающих волю господствующего класса и охраняемых принудительной силой государства. Появляются новые обычаи, специфическая идеология рабовладельческого общества. Среди угнетателей постепенно распространяются пренебрежение и презрение к физическому труду, который начинает считаться занятием, недостойным свободного человека; укореняется идея неравенства людей.

И все же рабовладельческий строй означал серьезный шаг вперед в развитии человечества. Произошло дальнейшее развитие общественного разделения труда — между земледелием и городским ремеслом, а также между различными отраслями ремесла. А разделение труда означало специализацию, совершенствование орудий, накопление трудовых навыков у людей. В сельском хозяйстве наряду с производством зерновых культур складываются новые отрасли (огородничество, плодоводство и т. д.). Создаются такие орудия, как плуг на колесах, борона, коса. В дополнение к мускульной силе человека начинает широко использоваться сила животных. Применение труда масс рабов делает возможным строительство плотин и оросительных систем, дорог и морских судов, водопроводов, больших городских зданий. А освобождение — благодаря эксплуатации рабов — части членов общества от непосредственного участия в производстве создает условия для развития науки и искусства.

Но приходит время, когда возможности прогресса, заложенные в рабовладельческом способе производства, оказываются исчерпанными, когда его производственные отношения все больше превращаются в оковы для дальнейшего развития производительных сил. Рабовладельцы, имея в своем распоряжении дешевый рабский труд, не стремятся к дальнейшему совершенствованию орудий производства. К тому же рабу, не заинтересованному в результатах своего труда,

 

 

нельзя было доверить сложные и дорогие орудия. Потребности развития производительных сил все более настоятельно требуют ликвидации старых производственных отношений.

Сделать это могла только социальная революция. Ее движущей силой становятся классы и слои, больше всего страдающие от рабовладельческих порядков и потому прямо заинтересованные в их ликвидации. Это в первую очередь рабы и беднейшая часть свободного населения. По мере назревания противоречий в старом способе производства классовая борьба становится все более острой. Она принимает самые разнообразные формы — от намеренной порчи орудий труда до восстаний, в которых участвуют десятки тысяч людей. В конце концов под соединенными ударами восстаний трудящихся классов и набегов соседних варварских племен, которым уже не могло противостоять ослабленное внутренними противоречиями и борьбой государство рабовладельцев, рабовладельческий строй падает. На смену ему приходит новая формация — феодализм.