Роль идей в развитии общества

Из того, что историческая закономерность проявляется в активной деятельности людей, вытекает признание огромной роли общественных идей.

Буржуазные критики марксизма утверждают, будто исторический материализм умаляет или даже вовсе отрицает какую бы то ни было роль идей в истории. Об этом свидетельствует, по их мнению, то, что марксисты считают духовную

 

 

жизнь общества отражением его материального бытия. Но указать источник происхождения общественных идей — вовсе не значит отрицать или умалять их значение. На самом деле марксизм отнюдь не отрицает значения идей, общественных идеалов, человеческих страстей и влечений, вообще внутренних побуждений человека. Коммунисты противоречили бы сами себе, если бы, с одной стороны, стремились выработать у трудящихся научную, коммунистическую идеологию, чувство классовой солидарности, интернационализм и т. п., а с другой — отрицали значение субъективного фактора, т. е. сознательной деятельности людей в истории.

Марксизм только утверждает, что идеи и чувства людей — это не последние причины исторических событий, что сами эти идеи и чувства уходят своими корнями в условия материальной жизни людей. Однако марксизм тут же подчеркивает, что условия материальной жизни могут вызвать те или иные действия людей, только пройдя через их сознание, отобразившись в нем в виде определенных взглядов, идеалов, целей и т. д.

История общественной мысли всех народов показывает, что возникновение тех или иных идей тесно связано "с потребностями развития материальной жизни общества. Новые идеи, зовущие к изменению общественных порядков, возникают и распространяются тогда, когда развитие материальной жизни общества выдвигает перед людьми новые задачи. Эти задачи в той или иной форме осознаются людьми и находят свое выражение в соответствующих идеях. Следовательно, самое возникновение и распространение новых, революционных идей, призывающих к изменениям в общественном строе, не является чем-то случайным. Это закономерное отражение изменений, происшедших в материальной жизни общества. Энгельс писал, например, что научный социализм есть не что иное, как отражение в мышлении людей конфликта между новыми производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, отражение в головах рабочего класса, который страдает от этого конфликта непосредственно.

Возникнув на базе назревших материальных потребностей общества, идеи в свою очередь оказывают влияние на ход общественного развития. Каким путем это происходит?

Конечно, идеи не могут непосредственно, сами по себе воздействовать на материальную жизнь общества: они возникают и живут в головах людей, поэтому влияние их на ход общественного развития может иметь место только тогда, когда они воплощаются в определенных поступках, действиях, поведении человека. Как же это происходит? Если идеи отвечают назревшим потребностям общественной жизни, то рано или поздно они находят доступ к сознанию широких масс,

 

 

становятся их собственными идеями и сплачивают их в одну мощную армию, воодушевленную единой целью и волей. Стихийное недовольство и стихийное движение масс превращаются в сознательную и организованную борьбу. Идеи уже "перестают быть только идеями — они воплощаются в дело: объединяют и организуют людей, вызывают определенные практические действия. Поэтому Маркс и говорил, что идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.

Конечно, общественное сознание каждого данного общества — это сложное и противоречивое явление. Общественное бытие неоднородно и содержит в себе как передовые, революционные явления и тенденции, так и старые, реакционные. Это отражается и в общественном сознании. С одной стороны, в нем есть старые, реакционные идеи, выражающие интересы отживающих классов и отражающие социальные условия, уже исчерпавшие свои возможности. Такова, например, современная буржуазная идеология, стремящаяся увековечить прогнивший капиталистический строй. С другой стороны, возникает и становится все более влиятельной идеология передовых, революционных классов, отражающая новые потребности общественной жизни, зовущая людей вперед, по пути прогресса.

Даже когда правящий класс стал реакционным, его идеология еще долгое время остается господствующей: во-первых, она опирается на силу привычки и существующую традицию; во-вторых, ее активно насаждают весь аппарат власти (прежде всего государство) и многочисленные учреждения господствующего класса (церковь, пресса и т. д.), препятствуя в то же время распространению новых идей. Однако новая идеология обладает решающим преимуществом — тем, что она отражает потребности общественного развития. Можно запретить, но нельзя уничтожить революционные идеи. Рано или поздно новые идеи овладевают массами, приводят их в движение, и тогда приходит конец старому строю. Так общественные идеи вплетаются в закономерный ход исторического развития.

Эта важная роль идей в истории придает им огромную ценность в борьбе за революционное преобразование общества. Недаром Ленин предлагал начать создание марксистской партии в России с издания газеты «Искра», т. е. с распространения революционных идей марксизма в среде рабочих, а потом уже закрепить идейное единство материальной организацией — политической партией. Без мобилизующей, организующей и преобразующей работы новых идей невозможно разрешение тех задач, которые поставлены перед обществом развитием его материальной жизни. Чем выше уровень революционного сознания людей, чем шире распростра-

 

 

нены революционные идеи в массах, тем скорее и легче решаются задачи, стоящие перед обществом.