Стихийность и сознательность в общественном развитии

Развитие всех предшествовавших социализму общественных формаций шло таким образом, что объективные законы действовали стихийно, как слепая необходимость, которая пробивала себе дорогу сквозь случайные, разрозненные действия индивидов. Объективные законы господствовали над людьми, воспринимались ими как чуждая и непонятная сила, которой они вынуждены подчиняться.

Объясняется это, конечно, не только тем, что люди не знали социальных законов. Главная причина стихийности общественного развития состоит в том, что основная сфера общественной жизни — материальное производство — находилась вне контроля со стороны общества. Частная собственность на орудия и средства производства не позволяет сознательно направлять развитие общества в целом. В условиях ее господства каждый действует на свой страх и риск на отдельном предприятии, в своей частной мастерской, на своем клочке земли, а в целом развитие общества складывается стихийно, вне сознательного контроля людей. Разбитое на враждующие классы, общество не имеет общей воли, которая направляла бы его развитие в том направлении, какое диктуется объективными закономерностями.

Господство слепых общественных сил глубоко проникло в психологию людей. Достаточно вспомнить такие мистические представления, как вера в судьбу, рок, будто бы повелевающие жизнью и смертью людей и народов, а также, конечно, религию.

Но уже и в эксплуататорском обществе сознательная деятельность людей начинает временами играть большую ролы Речь, прежде всего, идет о периодах социальных революций, которые предполагают осознание революционным классом или покрайней мере его авангардом, пусть в самом общем виде, своих главных исторических задач. Хотя идеологи революционной французской буржуазии 18 века не знали сущности экономических законов, диктовавших замену феодализма капитализмом, они более или менее правильно формулировали практические требования, вытекавшие из этих законов (отмена личной зависимости крестьян и цеховой регламентации, уничтожение дворянских привилегий и т. п.), поскольку буржуазия была кровно заинтересована в этих мероприятиях. Однако даже тут правильные лозунги переплетались с иллюзиями, и французские просветители были бы, наверное, очень Удивлены и разочарованы, увидев вместо «царства разума», за которое они искренне ратовали, торжество бессердечного чистогана.

 

 

Пролетариат — это первый в истории класс, который освобождается от всяких иллюзий. Он не нуждается в самообмане, ибо объективный ход истории не противоречит и не будет противоречить его интересам и целям, а, напротив, ведет к их осуществлению; он не нуждается в обмане других, ибо не добивается каких-то особых привилегий в ущерб другим трудящимся — рабочий класс не может освободить себя, не освободив и все остальное человечество, не уничтожив эксплуатации человека человеком вообще.

Сознательное использование исторических закономерностей рабочим классом начинается уже в недрах капиталистического общества, когда он обретает научную теорию, создает политическую партию, объединяет вокруг себя все трудовые слои народа и ведет борьбу в том направлении, которое диктуется объективными закономерностями самого капитализма, — в направлении перехода к социализму. Социальная революция пролетариата — первая в истории революция, в которой революционный авангард трудящихся масс — марксистско-ленинская партия отчетливо сознает объективный смысл своих исторических действий и сознательно руководит борьбой широких масс за революционное изменение существующего строя.