Буржуазное государство

Буржуазное государство также может выступать в различных формах: демократической республики, конституционной монархии, открытой диктатуры фашистского типа. Но в любой форме оно остается орудием буржуазии, а значит, прежде всего орудием подавления трудящихся масс.

Буржуазно-демократическое государство было большим шагом вперед по сравнению с предшествующими. Буржуазная революция разрушила ненавистный народу режим абсолютной монархии. Она установила представительную систему власти, суд присяжных и другие демократические учреждения. Под давлением революционных масс буржуазные конституции зафиксировали многие принципы демократии.

 

 

Но как экономический строй капитализма не отменил эксплуатации трудящихся масс, а лишь изменил ее форму, так и буржуазная демократия не изменила антинародной природы политической власти эксплуататоров. Демократические установления, введенные буржуазией, носят формальный характер, не обеспечивают трудящимся действительной возможности пользоваться провозглашенными правами. Иначе и не могло быть, ибо экономический строй капитализма несовместим с действительными равенством и свободой. Даже самое демократическое буржуазное государство охраняет и освящает капиталистические порядки и частную собственность, подавляет трудящихся, ведущих борьбу против этих порядков.

Особенно характерно это для современной эпохи, когда империалистическая буржуазия отказывается от завоеванных народом демократических учреждений и форм, ведет наступление на права и свободы личности. Фашистское государство — диктатура самой реакционной и агрессивной части монополистической буржуазии, существовавшая в Италии (1922 — 1943 гг.), Германии (1933 — 1945 гг.) и ныне существующая в Испании, — яркое тому подтверждение.

Стремление буржуазии к отказу от демократии наталкивается на все более организованное и мощное противодействие со стороны демократических и социалистических сил во главе с рабочим классом и его марксистскими партиями.

Таковы некоторые основные положения исторического материализма о государстве. Ими марксистско-ленинское учение о государстве, конечно, не исчерпывается. Много нового, своеобразного вносит в это учение опыт современной эпохи, особенно опыт трудящихся, создавших новое по типу государство — социалистическое. Об этом будет рассказано в пятом разделе книги.