Идеологическая борьба

Борьбу рабочего класса, как и любого другого класса, движет его интерес. Этот интерес есть порождение экономических отношений капиталистического общества, обрекающих рабочий класс на эксплуатацию, угнетение, плохие условия жизни. Классовый интерес рабочих — это не что-то придуманное тем или иным теоретиком или партией, он существует объективно.

Но это не значит, что рабочий класс сразу же, автоматически приходит к осознанию своих интересов. Конечно, условия жизни пролетариата порождают определенные умонастроения у каждого рабочего. Он все время сталкивается с фактами несправедливости, экономического и социального неравенства. Это порождает среди рабочих чувство недовольства, стихийного протеста и возмущения. Но такие чувства не есть еще осознание классового интереса. Классовое самосознание, по определению Ленина, «есть понимание рабочими

 

 

того, что единственное средство улучшить свое положение и добиться своего освобождения заключается в борьбе с классом капиталистов и фабрикантов... Далее, самосознание рабочих означает понимание того, что интересы всех рабочих данной страны одинаковы, солидарны, что они все составляют один класс, отдельный от всех остальных классов общества. Наконец, классовое самосознание рабочих означает понимание рабочими того, что для достижения своих целей рабочим необходимо добиваться влияния на государственные дела...» 10

Такое сознание не возникает в голове каждого рабочего само собою.

Прежде всего, для рабочего не так просто осознать себя как представителя особого класса. Каменщик и паровозный машинист, квалифицированный токарь и чернорабочий, шахтер и землекоп — каждый из них отличается от другого по условиям труда, а нередко и по уровню жизни. Не случайно рабочее движение многих стран прошло через ступень цеховых организаций, когда главным принципом объединения была узкая специальность, профессия; скажем, на одной и той же железной дороге кондукторов, кочегаров и сцепщиков объединяли разные, не связанные между собой профсоюзы. И бывало, что цели этих профсоюзов сводились к завоеванию уступок для «своих» рабочих за счет других.

Но дело не только в этом. Свое угнетенное положение в капиталистическом обществе каждый отдельный рабочий отнюдь не всегда воспринимает правильно. Он может, например, рассматривать это положение как результат личных неудач. Тогда недовольство своим положением может выразиться у рабочего в попытке любыми средствами, пусть за счет своих товарищей, «выбиться в люди». Единицам это, возможно, иногда и удастся, но участь миллионов останется прежней.

Стихийный протест рабочих может также обратиться не по адресу, т. е. не против действительных противников. Например, в эпоху промышленной революции 18 — 19 веков среди пролетариата получило распространение движение «разрушителей машин» (луддитов). Рабочие видели, что внедрение машин в производство ухудшает их участь, но не могли понять, что корень зла не в самих машинах, а в том, что машины эти принадлежат капиталистам, которые используют их для усиления эксплуатации и разорения трудящихся.

Трудность осознания рабочими своих классовых интересов усугубляется растлевающим влиянием буржуазной идеологии, пропаганды, которую ведет буржуазия со специальной целью сбить с толку трудящихся. Формированию классового сознания рабочих может помешать, в частности, распространение в их среде идей о вечности и незыблемости эксплуата-

 

 

торских порядков, о возможности добиться улучшения положения рабочих путем соглашения и компромисса с буржуазией, идей национальной розни, рассчитанных на раскол рядов трудящихся, и т. д.

Становление классового самосознания пролетариата представляет собой, таким образом, сложный процесс. В зависимости от конкретных условий разных стран он может идти быстрее или медленнее, легче или труднее. В некоторых странах этот процесс затянулся. Там пролетариат в значительной мере и сегодня остается, по выражению Маркса, «классом в себе», а не «классом для себя», осознавшим себя как особый класс, понявшим, в чем состоит его коренной интерес.

Лучшая школа классовой сознательности рабочих — это повседневная борьба, в том числе и борьба за свои непосредственные интересы. Но одного этого мало. Для того чтобы рабочий класс поднялся до высокой ступени классовой сознательности, необходима еще и особая, идеологическая, форма борьбы.

Идеологическая борьба пролетариата включает в себя прежде всего выработку мировоззрения, научной теории, которая освещает рабочему классу путь к освобождению. Борьба рабочего класса за свои непосредственные интересы, в частности профсоюзная борьба, еще не рождает социалистических взглядов. Создать учение социализма можно было только на основе самых передовых философских, экономических и политических теорий. Эта задача была выполнена великими учеными Марксом и Энгельсом, связавшими всю свою жизнь и творчество с освободительной борьбой рабочего класса. Они создали учение, в котором с научной достоверностью раскрыты коренной интерес рабочего класса — необходимость освобождения от эксплуатации, пути достижения этой цели — революционное уничтожение капитализма и построение социализма, а также основы тактики рабочего движения.

Но созданное Марксом и Энгельсом научное мировоззрение рабочего класса — это не свод готовых ответов на вопросы, которые могут встать перед трудящимися на последующих этапах истории, в новых условиях, в новой обстановке. Чтобы это мировоззрение всегда оставалось острым оружием борьбы рабочего класса за построение социалистического общества, егонадо непрерывно конкретизировать, развивать и обогащать новыми данными науки и новым опытом классовой борьбы миллионных масс. Эта творческая теоретическая работа была, есть и будет важной задачей марксистско-ленинских партий рабочего класса.

Научное мировоззрение рабочего класса, чтобы сыграть свою роль в его освободительной борьбе, должно овладеть массами рабочих. Отсюда вытекает необходимость привне-

 

 

сения научного мировоззрения в рабочее движение извне экономической борьбы и сферы отношений рабочих с хозяевами. Эту задачу выполняет марксистско-ленинская партия. По определению В. И. Ленина, сама партия и есть соединение идей социализма с массовым рабочим движением.

Одна из важнейших задач идеологической борьбы состоит, далее, в том, чтобы при всех обстоятельствах хранить чистоту социалистического мировоззрения рабочего класса, не дать врагам извратить его и выбить тем самым из рук пролетариата это острое оружие. Ведь известно, что, как только марксизм-ленинизм превратился в могучую идейную силу, враги рабочего класса начали вести против него борьбу не только с фронта, но и с тыла, опираясь на свою агентуру в рабочем движении. Под видом «усовершенствования» марксизма они непрестанно пытаются исказить это учение, сделать его безопасным для буржуазии, бесполезным для рабочих. В этом смысл «теоретической» деятельности оппортунистов всех мастей, реформистов и ревизионистов. Борьба с ними — непреходящая задача всех сознательных рабочих и, прежде всего марксистско-ленинских партий.

Но область идеологической борьбы пролетариата не исчерпывается задачами формирования классового самосознания: у рабочих, пропаганды в их среде идей марксизма-ленинизма. Рабочий класс ведет свою освободительную борьбу не один, а в союзе со всеми трудящимися, авангардом которых он является. Освобождение непролетарских масс — крестьянства, мелкой буржуазии, интеллигенции — из-под влияния буржуазных идей, привлечение их на сторону идей социалистических представляет собой поэтому еще одну важную задачу идеологической борьбы рабочих.