рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет изучения, термины и понятия. история развития антропологии в РОССИИ

Предмет изучения, термины и понятия. история развития антропологии в РОССИИ - раздел Философия, Антропология: учебное пособие   Антропология(Или Антропологическая Наука) В ...

 

Антропология(или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.

Антропология религиозная рассматривает человека с позиций теологического мировоззрения. Объект обсуждения – человек, его личность как духовное целое, его душа, его устремления к Богу.

Антропология философская – философское учение о сущности человека; занимается такими вопросами, как изучение человеческой природы при помощи философских методов, положение человека во Вселенной, цель или смысл человеческой жизни, а также вопросом о том, может ли человечество быть объектом систематического изучения. Кроме того, это течение в западноевропейской философии XX в., истолковывающее сущность человека как результат противоборства естественных (биологических) и исторически сформировавшихся характеристик человека.

Культурная антропология в широком смысле – наука, ориентированная на изучение культур отдельных народов и человечества в целом, в более узком смысле – ведущая школа западноевропейской и особенно американской антропологии начала и середины XX в.

При этом выделяются этнография – описание культур конкретных современных народов, и этнология – сравнительный анализ и обобщение данных, собранных во время этнографических экспедиций. Сама же культурная антропология выступает в виде высшей формы генерализации представлений об институтах культуры человечества, представленной в универсальной интерэтнической форме.

К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов. Предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс‑культурных исследованиях и пытающийся описать буквально все общества – и древние, и современные, сопоставляя их друг с другом.

Антропология биологическая (или физическая) – комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразных типов человека современного вида. Предметом изучения является многообразие биологических признаков человека (изменчивость) во времени и пространстве. Отсюда два наиболее общих раздела науки: историческая и географическая антропология. Исторически сложилось более конкретное разделение биологической антропологии: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; изучение биохимического полиморфизма человека и экологическая антропология.

Термин «антропология» в переводе с греческого означает «наука о человеке» (anthropos – человек и logos – слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. В этом значении термин использовался свыше тысячелетия – и используется до сих пор, например в религиозном знании (теологии), философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

Со временем в науке установилось двоякое понимание антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека (биологическая антропология).

Термину стали придавать разный смысл. Так, французские просветители XVIII в. по‑прежнему понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась им универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека – антропология в их понимании была почти тождественна психологии.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое его понимание не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно его значение, связанное с бурным развитием естественных наук на протяжении всего XIX в. Главным изменением представлений о мире, происшедшим в XIX в., было распространение идей эволюционизма.

Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека.

Во второй половине XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, изучающую природу человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.

Антропология в России стала биологической наукой о строении человеческого тела, о многообразии его форм.

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60‑х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества, стали издаваться первые специальные антропологические работы. В 1850 г. в Гамбурге был учрежден музей этнологии; археологический и этнологический музей Пибоди в Гарварде был основан в 1866 г., Королевский антропологический институт – в 1873 г., Бюро американской этнологии – в 1879 г. Э. Тэйлор начал преподавать антропологию в Оксфорде в 1884 г. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором организовали музей и Антропологическую школу. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Но процесс накопления антропологических знаний начался намного ранее и включал в себя изучение особенностей физического типа народов (этническая антропология и расоведение); развитие общетеоретических представлений о происхождении человека (сейчас – теория антропогенеза).

Вопросы же, связанные с изучением вариаций строения отдельных систем и органов человека, возрастной изменчивости и физического развития (современная морфология человека) долгое время не выходили из круга интересов анатомов и медиков.

Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны, – в многочисленных колониях; английские ученые часто уезжали на поиски затерянных в разных уголках мира примитивных племен. Антропология в других странах Европы складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, поэтому она была нацелена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

Официальным годом «рождения» антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе первого российского антрополога А. Богданова (1834–1896) был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ).

Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г. Миллера, П. Палласа и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIII–XIX вв.

В то время как накопление данных о физическом типе народов России и зарубежных стран шло параллельно с этнографическими исследованиями, другая область антропологии, трактующая вопросы происхождения человека и его места в системе животного мира, развивалась в связи с «натуральной историей». Работы А. Протасова, С. Забелина, А. Шумлянского, Д. Иванова и других русских анатомов еще в XVIII в. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии начала XIX в. был выдающийся анатом и физиолог П. Загорский, автор ряда тератологических исследований. На русский язык были переведены наиболее крупные произведения мировой естественно‑исторической литературы, например знаменитая «Естественная история» Ж. Бюффона, опубликованная в России в период с 1749 по 1804 г.

Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К. Бэр (1792–1876) известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Пожалуй, эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений и не сводится к простому постулированию некоторой идеи, а является попыткой доказательного логического вывода определенной гипотезы.

С 1842 г. К. Бэр возглавлял Анатомический кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая коллекция – собрание краниумов (черепов и их фрагментов) человека и его эволюционных предшественников, полученных для научных целей в ходе археологических раскопок. Следует особо отметить заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований. Наибольшее внимание К. Бэра привлекали вопросы происхождения человеческих рас, факторы возникновения расовых особенностей.

Интерес к достижениям биологии характеризует не только российских естествоиспытателей, этнографов и анатомов, что обусловлено началом распространения во многих странах различных расистских «теорий», имеющих своей целью «научное» обоснование неравноценности человеческих расовых типов. В этот период истории данные антропологии, еще только формирующейся самостоятельной науки, начинают активно использоваться в неблаговидных политических целях.

В борьбе против расистских теорий использовались доводы, полученные в ходе специальных антропологических и этнографических исследований, осуществленных рядом русских ученых.

В частности, огромное значение имеют работы Н. Миклухо‑Маклая (1846–1888). Будучи зоологом по специальности, он прославил русскую науку не столько работами в этой области, сколько своими замечательными исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.

Развитие русской антропологии в 60‑е – 70‑е гг. справедливо называют «богдановским периодом». Профессор Московского университета А. Богданов, как уже отмечалось, был инициатором и организатором Общества любителей естествознания (позже – ОЛЕАЭ, основано в 1863 г. при Московском университете). Общество занималось организацией многочисленных естественно‑научных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, содействием финансированию науки.

Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естествознания и распространению естественно‑исторических знаний. В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре.

В 1867 г. в Москве состоялась организованная по инициативе А. Богданова этнографическая выставка, на которой были представлены и антропологические материалы. Были организованы экспедиции на север России, в центральные, западные и южные ее области, на Северный Кавказ, в Грузию и Среднюю Азию. Основное внимание уделялось археологическим раскопкам и сбору краниологических коллекций.

К сбору и систематизации краниологических материалов были привлечены различные специалисты, в том числе и авторы ценных антропологических работ – Д. Анучин, Н. Зграф, А. Тихомиров, Д. Самоквасов, В. Радаков, С. Моравицкий и др.

Большой вклад в развитие российской антропологии внес Д. Анучин. Находясь в 1876–1878 гг. в заграничной командировке, он не только ознакомился с ведущими музеями Германии, Англии, Франции, Австрии и других стран, участвовал в археологических раскопках и собирал коллекции, но и подготовил Русский антропологический отдел на Всемирной выставке 1878 г. в Париже. Экспозиция отдела и сами достижения российской антропологии получили высочайшую оценку европейских ученых – ОЛЕАЭ была присуждена золотая медаль.

Однако подлинным триумфом молодой русской антропологии стало открытие Антропологической выставки 3 апреля 1879 г. в Москве. Годы подготовки к выставке были периодом наиболее интенсивной исследовательской деятельности А. Богданова. В 1867 г. вышла в свет самая крупная его работа «Материалы по антропологии курганного периода в Московской губернии», а за ней и ряд других. В это время он формулирует свои теоретические взгляды в области антропологии и разрабатывает методические вопросы.

Наибольшее его внимание как исследователя привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии.

В 70‑х гг. XIX в. антропология не только в России, но и в Европе оставалась еще вне круга университетских дисциплин, хотя еще в 1864 г. А. Богданов предложил проект чтения публичного курса антропологии. Проблемы происхождения и классификации человеческих рас выходили за пределы специальных научных интересов и приобретали политическую остроту, которая не могла не вызвать настороженного отношения к антропологии в официальных сферах.

Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе Д. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии.

Первая крупная работа Д. Анучина (1874) была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. В монографии по антропологии и этнографии айнов (1876) наряду с антропологическим материалом Д. Анучин широко использовал и этнографические, и исторические, и даже лингвистические данные.

Этот комплексный подход характеризует в целом то направление, начало которому было положено Д. Анучиным в России. Характерной особенностью всей деятельности Д. Анучина было стремление популяризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Одним из результатов его деятельности стало учреждение в 1882 г. Антропологического музея в Москве, основанием для которого послужили коллекции, собранные к Антропологической выставке 1879 г. Серия «Труды антропологического отдела», изданная под редакцией Д. Анучина, содержит ряд работ, посвященных антропологическому изучению отдельных народов.

Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д. Анучина. Пользуясь колоссальным уважением в научных кругах, он не только продолжал работу в университете и в научных обществах, но и выступал инициатором и организатором новых учреждений. Так, по его ходатайству весной 1919 г. в Московском университете была учреждена кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением в России, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. После организации Института антропологии в 1922 г. работа московских антропологов, возглавляемая В. Бунаком (учеником Д. Анучина), получает новое направление. Интенсивно развивается начатое Е. Чепурковским (1871–1950) применение биометрического и географического методов исследования. Под руководством В. Бунака получают развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. Широко развернулись исследования антропологического состава населения России и республик СССР.

Отметим главное: в первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. Ее основанием была практически непрерывная научная традиция комплексного подхода к исследованию человека (знаменитая «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология – археология – этнография).

К этому периоду – этапу становления физической антропологии – относится разработка общих и частных антропологических методик; формируются специфическая терминология и сами принципы исследований; происходят накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и при этом единства человека как биологического вида.

К XX в. ситуация в зарубежной антропологии изменилась, в первую очередь, в связи с появлением работ представителей так называемой американской культурно‑исторической школы. Принципиальная установка этой школы на несводимость различных культур к одному основанию привела к появлению абсолютно нового взгляда, суть которого – рассмотрение каждой отдельной культуры как уникального целого, формирующегося под воздействием физического окружения, культурных контактов и других разнообразных факторов.

В американской антропологии на сегодняшний день выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию.

В отечественной литературе основными разделами антропологии до недавнего времени считали морфологию человека, учение об антропогенезе, расоведение. Однако сегодня активно развивается и по праву занимает центральное место социальная антропология, именно в ее рамках и ее представителями вырабатываются базовые теоретические положения, характерные для антропологии в целом. Только социальная антропология предоставляет уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс‑культурной перспективе, т.е. сравнить традиции и обычаи разных стран.

К. Клакхон таким образом характеризовал состояние и предмет науки, называемой сегодня антропология: «К началу XX века ученые, интересовавшиеся необычными, драматическими и непонятными аспектами человеческой истории, были известны под именем антропологов. Это были люди, занимавшиеся поиском самых отдаленных предков человека, гомеровской Трои, прародины американских индейцев, связей между солнечной активностью и цветом кожи, историей изобретения колеса, английской булавки и керамики. Они хотели знать, «как современный человек пришел к этому образу жизни»: почему одними управляют короли, другими – старики, третьими – воины, а женщины – никем; почему у одних народов наследство передается по мужской линии, у других – по женской, а у третьих – и по той, и по другой; почему одни люди болеют и умирают, если они считают, что их заколдовали, а другие смеются над этим. Они занимались поиском универсалий в биологии и поведении человека. Они доказывали, что в физическом строении людей разных континентов и регионов гораздо больше сходств, чем различий. Они обнаружили многочисленные параллели в обычаях людей, некоторые из которых можно было объяснить историческими контактами. Другими словами, антропология стала наукой о сходствах и различиях между людьми»[1].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология: учебное пособие

Антропология учебное пособие... Инна Евгеньевна Лукьянова Валентина Алексеевна Овчаренко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет изучения, термины и понятия. история развития антропологии в РОССИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Коротко о главном
  Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно

Коротко о главном
  В ходе исследований антропологи устанавливают меру относительного сходства между объектами (индивидами, группами индивидов, популяциями) и вписывают их в систему других уже исследов

Антропогенез: основные теории
  Антропогенез(от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая прои

Коротко о главном
  Антропогенез – процесс развития современного человека, а также наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества вклю

Конституциональная антропология
  Комплекс индивидуальных морфо‑функциональных особенностей индивида называется конституцией. Учение о конституции, или конституционология, – одна из наиболее сложных проблем ан

Возрастная антропология
  Онтогенез (от греч. ontos – существо и genesis – происхождение), или жизненный цикл – одно из ключевых биологических понятий. Это жизнь до рождения и после него

Коротко о главном
  Наиболее общее понятие биологии развития – онтогенез – представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменен

Расоведение. Проблемы генетики популяций современного человека
  Различия людей разных регионов часто весьма значительны. Незнакомым и необычным кажется буквально все – одежда, язык, хозяйство, поведение, наконец, внешность – особенности морфолог

Экваториальная большая раса
Экваториальная (или австрало‑негроидная) большая раса характеризуется темной окраской кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким носом, низким средним переносьем, мало выступающим носом

Евразийская большая раса
Евразийская (или европеоидная) большая раса характеризуется светлой или смуглой окраской кожи, прямыми или волнистыми мягкими волосами, обильным ростом бороды и усов, узким, резко выступающим носом

Азиатско‑американская раса
Азиатско‑американская (или монголоидная) большая раса отличается смуглыми или светлыми оттенками кожи, прямыми, нередко жесткими волосами, слабым или очень слабым ростом бороды и усов, средне

Коротко о главном
  Биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий – человеческих рас. Биологические

Наследственность и социальная среда
  Удивительное сходство между людьми составляет «человеческую природу», которая всех нас объединяет и отличает от других живых существ. Но между людьми есть и огромное количество разл

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по А. Маслоу, является потребность в самой жизни, т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей – в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т

Коротко о главном
  Проблема соотнесения биологической изменчивости, которую люди наследуют от своих биологически различающихся родителей, с влиянием среды на сегодняшний день весьма актуальна.

Социально‑культурологические аспекты антропогенеза
  Современный человек активно желает познать самого себя, свою роль и место в происходящей смене доминирующего типа культуры социальной жизни, характера деятельности и отношений ее су

Коротко о главном
  Слово «культура» (в пер. с лат. – «возделывание», «облагораживание») в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. В настоящее время в самом широком к

Медико‑социальные проблемы антропологии
  Развитие и становление социальной работы как профессиональной деятельности в современной России были связано с демократическими преобразованиями в обществе, что обеспечило необходим

Психические особенности и дарования по Э. Кречмеру
    Различные исследования то подтверждали, то опровергали основные выводы Э. Кречмера. Основными мину

Характеристики компонентов темперамента и соответствующих соматотипов по У. Шелдону
    Итак, проведено множество исследований связей различных психических процессов с типами телосложени

Ассоциации признаков морфологии, физиологии и психики при различных аномалиях числа половых хромосом
    Оценка физического развития, безусловно, не исчерпывается тремя перечисленными показателями. Больш

Коротко о главном
  Конституциональные различия помимо прочих причин имеют реальную генетическую основу. Они обусловлены особенностями хода процесса роста и развития организма, половым диморфизмом и пр

Процесс социализации индивида и его нарушения
  Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры,

Происхождение человеческого общества
  Первобытное человеческое стадо.Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Эпоха первобытного человеческого стада совпадает с выд

Коротко о главном
  Охота на крупных животных в первобытном стаде была формой трудовой деятельности, которая стимулировала организованность первобытного человеческого стада, заставляла его членов тесне

Экологическая антропология
  Термин «экология» (от гр. oikos – дом + logos – изучение) введен во второй половине XIX в. Э. Геккелем. Сейчас под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых

Коротко о главном
  Задачей антропоэкологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологичес

Природные адаптации человека
  Для каждой среды обитания, в которой живет человек, характерен свой климатический режим. Распределение и смена в течение года жары и холода, ясных и облачных дней, ветра и безветрия

Число потовых желез на 1 см2 поверхности тела мужчины
    Примечание: 1 – живот; 2 – рука, кисть; 3– предплечье; 4 – плечо; 5 – тыльная сторона стопы

Коротко о главном
  Адаптивные температурные приспособления человека бывают трех типов: 1) общие физиологические приспособления, связанные с функцией терморегуляторной, метаболической и циркул

Стабильность популяций
  Каждое сообщество вынуждено приспосабливаться к различным видам стресса, создаваемого разнообразными факторами внешней среды. Именно экологическое взаимодействие среды и сообщества

Коротко о главном
  Экологическое взаимодействие среды и сообщества определяет численность популяции. Эта величина служит показателем того, насколько успешно сообщество подчиняет себе среду (в результа

Б.Ф. Поршнев и его концепция антропогенеза
  Борис Федорович Поршнев родился в 1905 г. в семье инженера, успешно занимавшегося предпринимательством. Многие черты характера Поршнева дают серьезные основания предполагать, что ег

Темы рефератов и контрольных работ
  1. Этапы становления физической антропологии в России. 2. Обзор концепций возникновения человека. 3. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Верн

Дополнительная
  1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: В 3 т. – М.: Мир, 1994. 2. Алексеев В.П. Географические очаги формирования

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги