рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б.Ф. Поршнев и его концепция антропогенеза

Б.Ф. Поршнев и его концепция антропогенеза - раздел Философия, Антропология: учебное пособие   Борис Федорович Поршнев Родился В 1905 Г. В Семье Инженера, У...

 

Борис Федорович Поршнев родился в 1905 г. в семье инженера, успешно занимавшегося предпринимательством. Многие черты характера Поршнева дают серьезные основания предполагать, что его предками были старообрядцы. Среди них шли непрерывные поиски истины, в которые активно включались другие верующие. Нередко случалось, что, отстаивая свои взгляды, старообрядец шел один против всех. Представители старообрядчества не боялись преследования властей, но боялись костра, иногда сами сжигали себя в деревянных срубах.

Б.Ф. Поршнев не верил в Бога, более того, он был воинствующим атеистом, но его интеллектуальная независимость, исключительная агрессивность, бескомпромиссность и бесстрашие в отстаивании собственных взглядов имели явно старообрядческое происхождение.

В юности Б.Ф. Поршнев увлекался многими областями знаний – психологией, биологией, историей. В конце концов он поступил на исторический факультет Московского университета, одновременно он посещал занятия на биологическом факультете МГУ и фактически получил два высших образования: историческое и биологическое. В 1940 г. Борис Федорович защитил докторскую диссертацию по истории Франции.

После Великой Отечественной войны Поршнев вплотную приступает к решению главной задачи своей жизни – созданию общей теории эволюции человеческой психики. Из Института истории АН СССР он переходит на работу в Сухумский обезьяний питомник, где экспериментально изучает поведение человекообразных обезьян, пытаясь понять корни человеческой психики.

В 1953 г. на страницах советской научной печати началась антропологическая дискуссия: кого из наших предков можно считать людьми, а кого нет.

Археологи полагали, что переход от обезьяны к человеку определяет начало изготовления орудий труда. Следовательно, и питекантроп, и синантроп, не говоря уже о неандертальцах, – это люди.

Однако антропологи, представлявшие себе, как мог быть устроен мозг наших предков, были более осторожны. Еще в 1930‑х гг. профессор МГУ Я. Я. Рогинский выдвинул так называемую концепцию двух скачков в антропогенезе. Первый скачок был связан с началом изготовления орудий труда, второй – с появлением современного человека, Homo sapiens sapiens. Сторонники концепции «двух скачков» считали питекантропов, синантропов и неандертальцев формирующимися людьми (о Homo habilis тогда еще ничего не знали).

В 1955 г. в журнале «Вопросы философии» появилась статья Б.Ф. Поршнева «Материализм и идеализм в вопросах становления человека», в которой ученый изложил свою точку зрения: питекантропов, синантропов и неандертальцев людьми, даже формирующимися, считать нельзя, хотя они и изготавливали орудия труда.

Само по себе изготовление орудий труда еще не критерий принадлежности к людям по той простой причине, что их изготавливает не только человек.

Иными словами, изготовление орудий труда – не отличие человека от других животных, а предпосылка антропогенеза. Необходимая, но недостаточная.

«Ни обезьяны и ни люди…» – так Поршнев называл архантропов (питекантропов и синантропов) и палеоантропов (неандертальцев). Он предложил объединить этих существ вместе с австралопитеками в самостоятельное семейство троглодитид. В семействе людей остался только Homo sapiens sapiens, утерявший подвидовое название.

Против Поршнева объединились и сторонники концепции «двух скачков», и их вчерашние противники. Ученый остался в одиночестве, но это его не смущало. Он был морально готов к борьбе против всех, более того, такая борьба доставляла ему удовольствие. «Для меня нет большего удовольствия, чем сплясать Танец Победы на трупе поверженного врага!» – говорил Борис Федорович своим коллегам. Однако численное превосходство противников не позволило это сделать. Схватка закончилась вничью.

В 1966 г. вышла книга Б.Ф. Поршнева «Социальная психология и история», в которой ученый развил одну из своих основных научных концепций – концепцию индивидуализации человеческой психики в процессе эволюции. Исходная посылка книги: человеческое мышление основано на речи. Идея эта не нова и вошла в научный обиход еще во время И. Канта (XXIII в.), но только Поршнев сумел сделать из нее далеко идущие выводы.

Человеческое мышление – это диалог человека с самим собой. А диалог с самим собой исторически мог возникнуть лишь из диалога с другими людьми. Отсюда вывод: первобытный человек не мог мыслить в одиночку! Орган мышления первобытного человека – не отдельный мозг, а совокупность мозгов, связанных друг с другом речью.

Животное обрабатывает информацию сугубо индивидуально. Человек тоже может это делать. Но действительно человеческие формы переработки информации изначально коллективны.

В человеческом коллективе, где господствует коллективное мышление, теряют смысл традиционные представления об индивидуальности. Граница этой индивидуальности оказывается крайне размытой, и у людей действительно нет секретов друг от друга.

Но зато у первобытных людей мир очень резко разделен на своих и чужих. Свои – это те, кому можно доверять абсолютно, чужие – кому доверять никак нельзя.

Разделение мира на своих и чужих ведет к расхождению языков. Ибо нужно, чтобы тебя понимали свои (от которых нет секретов) и не понимали чужие (для которых все – секрет). Таким образом, язык – не просто приспособление для общения, а приспособление для избирательного общения.

Главным направлением развития человеческой психики в историческом процессе было, по мнению Б. Ф. Поршнева, постепенное формирование личности, относительно независимое от той или иной конкретной общности людей. Эта независимость связана со способностью выбирать общность, в наибольшей степени соответствующую личным склонностям. Другая сторона этого процесса – формирование общностей людей, основанных на свободном выборе их членов.

Б. Ф. Поршнев умел формулировать свои идеи в виде кратких и ярких афоризмов. Один из самых знаменитых его афоризмов: «Личность – это точка пересечения общностей». Человек приобретает независимость от той или иной конкретной общности тогда, когда он оказывается членом разных общностей и получает реальную возможность делать между ними выбор.

Это справедливо как для филогенеза человеческой психики, так и для онтогенеза психики отдельного человека. Маленький ребенок жестко привязан к своей семье. Когда он становится подростком, семья отходит на второй план, а на первом месте оказывается компания сверстников. Причем не одна, а разные. Вращаясь в этих компаниях, подросток осваивает трудное искусство выбирать приемлемую для себя социальную среду. А это искусство включает в себя способность говорить «нет» одной компании, опираясь на нормы, принятые в другой.

Из концепции индивидуализации следует парадоксальный вывод: в процессе социальной эволюции возрастает роль наследственных факторов в формировании личности. Ибо общество становится все более сложным, и индивидуум получает все больше возможностей для выбора общности, в наибольшей степени соответствующей его индивидуальным (в том числе и наследственным) особенностям.

Концепция индивидуализации человека в эволюции и в индивидуальном развитии, разработанная Б. Ф. Поршневым, – одно из наиболее выдающихся достижений советских гуманитарных наук.

В 1960‑х гг. Б.Ф. Поршнев продолжал активно работать над своей концепцией антропогенеза. По его мнению, истоком человеческой психики является коллективное мышление, основанное на речи. Поэтому проблему происхождения речи ученый считал главной проблемой антропогенеза.

Б. Ф. Поршнев полагал, что изначальная функция речи – срыв действий собеседника, направленных во вред говорящему лицу. В дальнейшем речь стала использоваться для команд (другим людям, а затем и самому себе), и лишь значительно позже – для передачи информации и обсуждения проблем.

Концепция Б. Ф. Поршнева предполагала, что многие особенности человека разумного сформировались во взаимодействии с неандертальцами. По мнению ученого, взаимоотношения этих видов были достаточно сложными и даже антагонистическими – неандертальцы использовали сапиенсов как источник мяса, т. е. попросту говоря, они их ели. Но в конце концов сапиенсы совершили против людоедов революцию.

Концепция антропогенеза Б. Ф. Поршнева была опубликована в его главной книге «О начале человеческой истории». Она вышла в свет лишь после смерти ученого и в сильно урезанном виде, полностью эта книга не опубликована до сих пор.

Процесс антропогенеза, нарисованный Б. Ф. Поршневым, глубоко трагичен. Это отнюдь не триумфальное шествие Разума, а трудное и постепенное преодоление безумия. Формирующийся человек – великий страдалец, постепенно осваивающий науку борьбы за свои права.

«Рабство – первый шаг к свободе!» – говорил Б. Ф. Поршнев. Ибо раб покоряется только силе и при случае может взбунтоваться. А в более древних (хотя и в более гуманных) обществах человек безропотно и автоматически покоряется силе обычая.

Основные идеи Б. Ф. Поршнева:

1) существует принципиальный разрыв между человеком и всеми другими животными. Человек – это не просто обезьяна. У него ум другой! Большинство биологов любят подчеркивать черты сходства между человеком и обезьянами и крайне неохотно обсуждают различия между ними. Подход Б. Ф. Поршнева был принципиально иным: поиск все новых и новых черт сходства между людьми и «братьями нашими меньшими» на современном этапе науки он считал совершенно неинтересным делом;

2) антропогенез – не восходящий процесс постепенного очеловечивания обезьяноподобных предков, а крутой вираж над пропастью, в ходе которого в природе появилось, а затем исчезло Нечто, принципиально отличное и от обезьян, и от людей;

3) «пережитки прошлого» в поведении человека связаны не столько с «обезьяньим» наследством, сколько с тем, что возникло в процессе антропогенеза;

4) мышление человека – это не развитие способов обработки информации, существующих у других животных, а принципиальное новообразование;

5) мышление человека первично коллективно и изначально осуществлялось сетью мозгов, связанных речевыми сигналами. Лишь по мере развития общества формируется индивидуальное мышление;

6) труд человека принципиально отличается от труда пчелы и бобра тем, что человек сначала думает, а затем делает. Этот труд свойствен только Homo sapiens. Труд питекантропов и неандертальцев был подобен труду бобра, а не Человека разумного;

7) человек – это не «биосоциальное», а полностью «социальное» существо.

Идеи, развиваемые Б. Ф. Поршневым, плохо согласовывались с пропагандируемой отечественными философами и философствующими биологами концепцией «биосоциальной природы человека». Эта концепция представляла собой компромисс, позволяющий, с одной стороны, отмежеваться от взглядов последователей Т. Д. Лысенко, а с другой – не обострять отношения с марксизмом. Именно Б. Ф. Поршнев подведет естественно‑научную базу под представления марксизма о социальной природе человека.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология: учебное пособие

Антропология учебное пособие... Инна Евгеньевна Лукьянова Валентина Алексеевна Овчаренко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б.Ф. Поршнев и его концепция антропогенеза

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет изучения, термины и понятия. история развития антропологии в РОССИИ
  Антропология(или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. А

Коротко о главном
  Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно

Коротко о главном
  В ходе исследований антропологи устанавливают меру относительного сходства между объектами (индивидами, группами индивидов, популяциями) и вписывают их в систему других уже исследов

Антропогенез: основные теории
  Антропогенез(от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая прои

Коротко о главном
  Антропогенез – процесс развития современного человека, а также наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества вклю

Конституциональная антропология
  Комплекс индивидуальных морфо‑функциональных особенностей индивида называется конституцией. Учение о конституции, или конституционология, – одна из наиболее сложных проблем ан

Возрастная антропология
  Онтогенез (от греч. ontos – существо и genesis – происхождение), или жизненный цикл – одно из ключевых биологических понятий. Это жизнь до рождения и после него

Коротко о главном
  Наиболее общее понятие биологии развития – онтогенез – представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменен

Расоведение. Проблемы генетики популяций современного человека
  Различия людей разных регионов часто весьма значительны. Незнакомым и необычным кажется буквально все – одежда, язык, хозяйство, поведение, наконец, внешность – особенности морфолог

Экваториальная большая раса
Экваториальная (или австрало‑негроидная) большая раса характеризуется темной окраской кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким носом, низким средним переносьем, мало выступающим носом

Евразийская большая раса
Евразийская (или европеоидная) большая раса характеризуется светлой или смуглой окраской кожи, прямыми или волнистыми мягкими волосами, обильным ростом бороды и усов, узким, резко выступающим носом

Азиатско‑американская раса
Азиатско‑американская (или монголоидная) большая раса отличается смуглыми или светлыми оттенками кожи, прямыми, нередко жесткими волосами, слабым или очень слабым ростом бороды и усов, средне

Коротко о главном
  Биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий – человеческих рас. Биологические

Наследственность и социальная среда
  Удивительное сходство между людьми составляет «человеческую природу», которая всех нас объединяет и отличает от других живых существ. Но между людьми есть и огромное количество разл

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по А. Маслоу, является потребность в самой жизни, т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей – в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т

Коротко о главном
  Проблема соотнесения биологической изменчивости, которую люди наследуют от своих биологически различающихся родителей, с влиянием среды на сегодняшний день весьма актуальна.

Социально‑культурологические аспекты антропогенеза
  Современный человек активно желает познать самого себя, свою роль и место в происходящей смене доминирующего типа культуры социальной жизни, характера деятельности и отношений ее су

Коротко о главном
  Слово «культура» (в пер. с лат. – «возделывание», «облагораживание») в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. В настоящее время в самом широком к

Медико‑социальные проблемы антропологии
  Развитие и становление социальной работы как профессиональной деятельности в современной России были связано с демократическими преобразованиями в обществе, что обеспечило необходим

Психические особенности и дарования по Э. Кречмеру
    Различные исследования то подтверждали, то опровергали основные выводы Э. Кречмера. Основными мину

Характеристики компонентов темперамента и соответствующих соматотипов по У. Шелдону
    Итак, проведено множество исследований связей различных психических процессов с типами телосложени

Ассоциации признаков морфологии, физиологии и психики при различных аномалиях числа половых хромосом
    Оценка физического развития, безусловно, не исчерпывается тремя перечисленными показателями. Больш

Коротко о главном
  Конституциональные различия помимо прочих причин имеют реальную генетическую основу. Они обусловлены особенностями хода процесса роста и развития организма, половым диморфизмом и пр

Процесс социализации индивида и его нарушения
  Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры,

Происхождение человеческого общества
  Первобытное человеческое стадо.Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Эпоха первобытного человеческого стада совпадает с выд

Коротко о главном
  Охота на крупных животных в первобытном стаде была формой трудовой деятельности, которая стимулировала организованность первобытного человеческого стада, заставляла его членов тесне

Экологическая антропология
  Термин «экология» (от гр. oikos – дом + logos – изучение) введен во второй половине XIX в. Э. Геккелем. Сейчас под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых

Коротко о главном
  Задачей антропоэкологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологичес

Природные адаптации человека
  Для каждой среды обитания, в которой живет человек, характерен свой климатический режим. Распределение и смена в течение года жары и холода, ясных и облачных дней, ветра и безветрия

Число потовых желез на 1 см2 поверхности тела мужчины
    Примечание: 1 – живот; 2 – рука, кисть; 3– предплечье; 4 – плечо; 5 – тыльная сторона стопы

Коротко о главном
  Адаптивные температурные приспособления человека бывают трех типов: 1) общие физиологические приспособления, связанные с функцией терморегуляторной, метаболической и циркул

Стабильность популяций
  Каждое сообщество вынуждено приспосабливаться к различным видам стресса, создаваемого разнообразными факторами внешней среды. Именно экологическое взаимодействие среды и сообщества

Коротко о главном
  Экологическое взаимодействие среды и сообщества определяет численность популяции. Эта величина служит показателем того, насколько успешно сообщество подчиняет себе среду (в результа

Темы рефератов и контрольных работ
  1. Этапы становления физической антропологии в России. 2. Обзор концепций возникновения человека. 3. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Верн

Дополнительная
  1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: В 3 т. – М.: Мир, 1994. 2. Алексеев В.П. Географические очаги формирования

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги