Общество как процесс

 

Важной характеристикой общества является его постоянное изменение. Поэтому философское исследование общества имеют своим основанием диалектику (науку о развитии), рассматривая общество как процесс (в переводе с латинского – продвижение). Процесс– это последовательное изменение состояния объекта. Развитие общества происходит тогда, когда последовательно и целенаправленно выстраиваются причинно-следственные связи, которые в последствие реализуют различные варианты событий. Направленность развития характеризуется прогрессом и регрессом. Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Противоположность прогресса – регресс.

В философии существуют теории, обосновывающие как один, так и второй вариант развития, предрекая обществу оптимистичные и пессимистичные перспективы.

Например, в 18 веке во Франции среди философов-просветителей Ф. Вольтер и Д. Дидро отстаивали идею прогрессивного, а Жан-Жак Руссо – регрессивного развития европейского общества.

Исходя из данных дискуссий возникла необходимость выявления критериев( в пер. с греч. – мерило) общественного развития. Отсюда современная трактовка критерия прогресса – это показатель степени развития общества.

Снова в философии развернулись дискуссия о том, если прогресс существует, то, что можно считать его критерием. Тогда ученые остановились на выявлении зависимости прогресса от факторов общественного развития, то есть движущих сил общества. Их разделили на объективные и субъективные.

К объективным факторам общественного развития относят экономический, природный, демографический и научно-технический факторы.

К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, которые признают, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов и однофакторные, выделяющие в качестве доминирующего какой-то один фактор и берущие его за основу.

Основными формами общественного развития выступает эволюция и революция. Эволюция – это процесс постепенных изменений, а революция – это резкий переход общества от одного состояния к другому, происходящих за определенный период времени и сопровождающийся радикальными изменениями.

В социальной философии определены различные виды революций, такие как социальная, политическая, научная, технологическая. В результате социальной революции изменяется тип общественного устройства, а в результате политической происходит изменение формы государственной власти.

Под научной революцией понимают поворот в научном знании, в основе которого лежит открытие, изменившее существующую картину мира, которое сопровождается зачастую формированием новой концепции, новых научных школ и институтов.

Технологическая революция предполагает качественное изменение в развитии производительных сил, например, переход от ручного труда к машинному.

К технологической революции относится также возведение науки в ведущую производительную силу, когда достижения науки и техники получают широкое внедрение в производство.

Исходя из вышеизложенного, необходимо рассмотреть основные модели общественно-исторического процесса.

Исторически первой сложилась религиозная модель, которая делила историю на три основных этапа: языческий, ветхозаветный, новозаветный. В современной картине мира данный подход сохраняется в неотомизме и религиозной философии.

Философские модели общественного развития разрабатывались так же согласно выбранным критериям, которые абсолютизировали какую - либо одну социальную сторону. Согласно исторической концепции К. Ясперса исторический процесс ограничен началом и концом. Вся история делится на четыре больших периода – доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. «Осевое время» - это период появления человека нового типа – осознающего самого себя и окружающий мир. В период «осевого времени» одновременно существовали первые греческие философы, буддизм, джайнизм, конфуцианство и даосизм. Они создали для всех времен общую основу культур Востока и Запада.

В современной социальной философии представлены три основные теории: формационная, теория роста, которые относят к прогрессивным, и цивилизационная– регрессивная теория.

К. Маркс стал создателем формационной концепции развития общества: первобытно – общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена одних видов другими и их функционирование зависят от соответствия производительных сил (заводы, оборудование, механизмы, люди) производственным отношениям (отношения, которые складываются в процессе производства продукта и его дальнейшего продвижения). Производственные отношения могут лежать в основе политики, идеологии, религии.

Перестройка производственных отношений осуществляется в форме качественного скачка – социальной революции и приводят к перестройке всех общественных отношений.

Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, которая объясняет развитие общества через столкновение интересов различных социальных групп.

Немарксистская концепция развития ориентирована на доминирование в обществе технологических факторов – это теория роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теория постиндустриального общества Д. Белла.

Наиболее распространенная теория стадий роста возникла под влиянием формационной теории. Она выделяет в истории следующие этапы или стадии: доиндустриальное общество, индустриальное общество, будущее постиндустриальное общество. Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

Другой взгляд на развитие общества представлен цивилизационным подходом, в котором исторический процесс предстает как смена существовавших и существующих цивилизаций. Под цивилизацией понимается этап исторического развития общества, включающий в себя духовные, материальные и нравственные факторы. Такой подход позволяет понять генезис и динамику развития различных социально-этнических общностей. Данная концепция показывает, что цивилизации могут отличаться друг от друга, поскольку основываются на разных ценностях. Такие взгляды разделяли немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби.

В России цивилизационные идеи были выдвинуты русским историком Н. Я. Данилевским в его работе «Россия и Европа». Ученый считал, что цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер, более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью.

Цивилизационный подход основывается на трех принципах:

1) в общественно-историческом развитии прогресса не существует, любая культура, подобно живому организму, переживает этапы рождения, расцвета и гибели;

2) развитие культуры связано, прежде всего, с религией;

3) каждое общество и культура самоценны.

Рассмотренные концепции являются взаимодополняющими, так как у каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны, поэтому в философии социологии еще не найден универсальный подход, объединяющий обе точки зрения.