Основные подходы к пониманию ценностей

 

Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей ценностей в общей структуре бытия и выявлении их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.

Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в обществе. Утрата же ценностных ориентиров оборачивается для общества угрозой распада и дезинтеграции. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.

В философии выделено два этапа в формировании аксиологических знаний.

Первый этап с античных времен до 18 века, характеризуется нерасчлененностью бытия и ценности. Этические, эстетические, религиозные ценности непосредственно включались в понятие реальности.

Во втором этапе происходит выделение ценности из существующей реальности, таким образом, происходит выделение предмета, представляющего ценность и субъекта, носителя ценностного отношения, установки, а также нормы, что являлось ориентирами деятельности человека и показателями ценностного отношения к миру.

Следует расширить основные подходы к пониманию ценностей. С точки зрения натуралистического психологизма (А. Мейнонг, Дж. Дьюи, Н.И. Льюис) природа ценностей заключается в биопсихологическом интерпретировании потребности личности. Здесь определение ценности носит скорее эмпирический (опытный) характер.

Трансцендентализмнаоборот, исходит из того, что ценность является идеальным бытием, бытием нормы, которая воспринимается не чувственным (эмпирическим) путем, а чистым, внеопытным сознанием.

Согласно персоналистической концепции (М. Шелер) ценностная система личности обусловлена аксиологической системой Бога.

А согласно культурно - исторического релятивизма (релятивизм – концепция предполагающая нестабильность, условность или случайность явлений) совокупностью всех ценностей является культура, которая представляет собой множество равнозначных ценностных систем. Такие идеи разделяли В. Дильтей, О. Шпенглер, П. Сорокин.

С точки зрения социологизма(М. Вебер, Т. Парсонс), ценность рассматривается как средство выявления социальных связей и функционирования социальных систем.

Марксизм предлагает толкование ценности согласно классовым интересам, а также в социально-историческом и экономическом контексте.

В философии Вл. Соловьева была предпринята попытка построения синтетической теории понимания ценности. Согласно данной теории высшие ценности – истина, добро и красота являются основой христианской картины мира.

Между представителями различных философских направлений и школ постоянно ведутся споры о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи, другими словами, существует ли она объективно, независимо от человека или все же это – результат оценивания, субъективного суждения произвольного характера. Отметим основные особенности такого подхода.

Во-первых, ценностное распознавание предмета занимает определенное время. Этот процесс может развиваться по трем вариантам:

1) ценностное содержание предмета может нарастать;

2) углубленное познание может опровергнуть первоначальное

представление о ценности предмета;

3) ценность предмета подтверждается по основным параметрам, но получает некоторые негативные моменты.

Во-вторых, ценностные ориентации индивида, группы или общества в целом могут принимать характер заблуждения ввиду определенных идеологических, догматических стереотипов.

Следует особо отметить, что ценности носят многообразный характер, наиболее полная классификация выглядит следующим образом:

1. Ценности экзистенциальные (текущего бытия человека, обусловленные поддержанием жизни и комфорта) и эссенциальные (вытекающие из родовой сущности человека, например, общение).

2. Ценности наличные (реализованные) и идеальные (перспективные).

3. Ценности желательные и нормативные (определенные законом, правом, моралью).

Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека и служит удовлетворению его потребностей и интересов. Из определения следует, что первоисточником и движущей силой человеческой деятельности являются потребности человека, которые находятся в постоянном развитии, взаимосвязаны, взаимозаменяемы и безграничны по своему характеру. Формирование потребностей отражает множественность социальных связей, усложнение общественной жизни, развитие духовной и материальной культуры.

Хотя ценности прямо связаны с потребностями, они им не тождественны. Отличие выражается в том, что потребности динамичны, а ценности относительно стабильны, потребности иерархичны, ценности же неизменны.

Исходя из того, что в понятии ценности мыслится положительная значимость какого-то объекта, можно предположить, что она может не выходить за пределы полезности (данная концепция абсолютизирована в прагматизме).

Отсюда следует, что значимость поддается объективному истолкованию, а ценность предполагает выявление смысла явления, которое значимо для человека, поэтому ценность не совпадает с материальным бытием явлений, в котором полезность выступает как частный случай объективного мира.

Большое значение в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребности человека социальную форму. Норма – это общепризнанное правило, образец действия или поведения, благодаря которым человек оценивает свои потребности. Между нормами и ценностями существует функциональное различие, которое выражается в том, что ценности (порожденные потребностями) определяют цели деятельности, а нормы определяют средства достижения цели и стандартизируют поведение личности, определяя границы, в которых человек может свободно действовать. Здесь нужно отметить, что нормы не имеют градаций по уровням, то есть, человек либо следует нормам, либо нет.

Бытие ценности неотделимо от оценки. Оценка – это определение субъектом социальной значимости явлений для своей жизнедеятельности, которая оказывает влияние на все стороны жизни человека и находит выражение на чувственном и рациональном уровнях.

Под субъектом оценки понимаютиндивида, социальную группу, общество, человечество в целом.

Индивид, реализуя себя как личность, руководствуется системой социокультурных ценностей, которая выступает в качестве глубинного основания оценки человеком окружающей действительности и самого себя. Необходимо отметить, что ценностные ориентации личности достаточно изменчивы, как изменчивы условия жизни и потребности человека.

Отсюда вытекает необходимость постоянной переоценки ценностей, которая обусловлена избирательным отношением к ценностям культуры. Оценивание зачастую регламентируется традициями и правилами, которые обуславливают иерархию ценностей, но иногда, парадоксальным образом, на вершине оказываются мнимые ценности эгоистического и меркантильного порядка. В этом случае потребность регламентируется социальным престижем, модой, а, иногда, и предрассудками.