Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это способность человека оценивать свои намерения и поступки. Под нравственностью понимают способ поведения людей, действующих согласно нормам морали.
Мораль и нравственность являются предметом изучения этики.
Мораль как нормативная регуляция поведения присутствует во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, политике, науке. Помимо этого существуют всеобщие, общечеловеческие нравственные принципы, которые распространяются на всю культуру в целом и имеют своим содержанием высокие нравственные идеалы и тысячелетнюю историю.
Моральные нормы поддерживают общественные устои общества, общий строй жизни и формы общения людей. В нормах морали всегда выражен идеал, который рассматривается с помощью следующих критериев: добро, справедливость, долг, честь.
Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, где добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – все то, что отдаляет. Необходимо, отметить, что они взаимоопределяют друг друга, так как одно познается через другое
Роль сознания в понимании нравственности особенно велика, так как контроль за выполнением требований, которые предъявляются к себе и людям, осуществляется посредством осознания долга. Долг – это превращение норм нравственности в личную задачу, который тесно связан с понятием ответственность, честь, мужество, стыд, совесть. Отсюда, совесть – это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.
Совесть может проявляться не только в форме рационального (разумного) осознания, но и на уровне эмоциональных переживаний.
Понятие честь отражает связь личности с определенной социальной общностью и внутренним восприятием его нравственных установок. С точки зрения чести происходит оценка людей, которая находит отражение в их репутации. Собственно честь требует от человека оправдать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Таким образом, понятие «честь» предполагает ту меру уважения, которую он заслужил.
В этой связи необходимо рассмотреть понятие выбора человека. Выбор – это акт моральной деятельности, который выражается в сознательном предпочтении определенной линии поведения, поступка. Выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. Моральный выбор предполагает учет последствий принимаемого решения, поэтому тесно связан с таким понятием как ответственность и справедливость.
Справедливость характеризуется осознанием должного, то есть соответствием сущности человека и его прав. Понятие «справедливость» содержит в себе требование соответствия между практической деятельностью членов общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждениям, преступлением и наказанием, заслугами и признанием. Несоответствие в этих соотношениях оцениваются как несправедливость. Понятие справедливости имеет конкретно-исторический характер и зависит от условий жизни. Например, в разные времена рабство рассматривалось неоднозначно.
Мораль также носит выраженный конкретно-исторический характер, таким образом, развивается во времени.