Познание как предмет философии

Познаниемназывают деятельность, направленную на получение знаний.Как известно, раздел философского знания, посвященный проблеме познания, называют гносеологией. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Каково соотношение истины и заблуждения?», «Что может явиться критерием истинности знаний?», «Как подтвердить истинность наших представлений?». Комплекс данных проблем занимает важное место в структуре философского знания после проблем онтологии.

Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, то есть, что из реальных предметов и процессов можно познать достоверно.

Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на три основных направления:гностицизм, агностицизм и скептицизм.

Агностицизм -философское учение о том, что мир непознаваем. Агностики считают, что существуют предельные границы познания, выход за которые сознание осуществить не может. Агностицизм называют еще гносеологическим пессимизмом. Наиболее полно такая позиция выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета, как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», а то, как предмет представляется человеку - «явление».

Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете - это явление. Что же происходит на самом деле? В листке содержится хлорофилл, вещество, которое поглощает все цвета солнечного спектра, и только зеленый отражает. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как сущность «вещи в себе» непознаваема.

Гностицизм -это философское учение, утверждающее, что мир познаваем. В современной литературе это направление называют гносеологическим оптимизмом. Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе».

В процессе развития познания и практической деятельности, человек способен все шире и точнее познавать мир.

В отличие от агностиков, сторонники скептицизма(от греч. skepticos - рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо сомневаются в достоверности знания.Такой подход неизбежно приводит к субъективизму, хотя скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Познание, как процесс, включает в себя такие категории как субъект и объект познания. Под объектом познанияследует понимать все то, на что направлена мысль человека. Но не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательного процесса. Здесь необходимо заметить, что объект и объективная реальность - вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, отсутствия методологического аппарата анализа и т.д. Ведь элементарные частицы, атомы существовали еще во времена древних греков, но не были предметом их анализа, та же самая ситуация складывается и сегодня.

Вместе с тем, какие-то вещи и процессы могут не являться предметом познавательной деятельности, так как познавательная направленность на них попросту отсутствует. Когда человек включает свет, он не задумывается о силе тока в цепи, сопротивлении и т д.

Необходимо заметить, что объектами познания могут быть и фантастические вымыслы. Более того, способность творчески конструировать гипотетические объекты познания, позволяет планировать возможные сценарии будущего. Какой бы объект человек не рассматривал, реальный или виртуальный, везде присутствует нечто трансцендентное, некоторая тайна, относительно которой он хочет получить знания.

Субъектом познанияназывают конкретного носителя познавательной деятельности, то есть того, кто познает. Субъектом познания могут выступать не только конкретные люди, но и группы людей, а также общество в целом.

В ходе исторического развития субъектно - объектная установка претерпела немало изменений. Идеалом научного познания действительности в XVIII-XIX вв. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, мир изображался "сам по себе", независимо от средств и способов, которые применялись для его описания.

В конце XIX - начале XX в. начался переход к новому типу рациональности, который исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него.Мир раскрывает свои закономерности благодаря активной деятельности человека в этом мире.

Естествознание XX в. подтвердило неотрывность субъекта, исследователя от объекта, показало зависимость знания от методов и средств его получения. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его активностью, опытом и т.д.

В философии XXI века наблюдается критика субъект-объектной познавательной установки, так как противопоставление данных категорий снова возвращает ту ситуацию, когда они находятся в оппозиции.

Г.В.Ф. Гегель достаточно убедительно показал, что индивиды, какими бы общими характеристиками они не обладали, по-разному познают мир в каждую конкретную эпоху в зависимости от существующих в обществе общекультурных предпосылок, идеалов и норм познавательной деятельности.

Для обозначения раскрытия и воспроизведения смыслового содержания предмета в философии используется категорияпонимание.При этом окружающая человека реальность, природная или социокультурная, получает субъективное преломление.

Причем понимание может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание как раз и связано с погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Понимание -это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст, но и то, что происходит в окружающем мире.

Представитель современной французской герменевтики (науки об истолковании и выявлении смысла текста) Поль Рикёр считает, что понимание никогда не отрывается от познания, а просто представляет собой "этап присвоения смысла", это выявление мышлением смысла, скрытого в символе. При этом П. Рикер исходит из того, что:

а) герменевтика - это последовательное осуществление интерпретаций;

б) суть герменевтики - многообразие интерпретаций (вплоть до их конфликта) имеет позитивное значение;

в) понимание - искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние выражения;

г) один и тот же текст имеет несколько смыслов, и эти смыслы наслаиваются друг на друга.

Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная процедура как объяснение. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением можно назвать подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (закон или причину).

 

6.2.Единство чувственного и рационального

Вопрос соотношения чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии сформировал две прямо противоположные точки зрения– эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм -это философское направление, признающее источником познания чувственный опыт.

Рационализм -это философское направление, признающее разум основой познания.

Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) невозможно вывести из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены и односторонни. Эмпиризм абсолютизировал чувственный опыт, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон - чувственной и рациональной. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены и регулируются разумом.

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и других, которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции.

Основными ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др.

Любой объект познания обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Все эти свойства объединены в нечто целое. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.

Восприятие -это целостный образ предмета (символ), который состоит из нескольких ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Из них наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, так как при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.

Представление -это образ ранее воспринятого или созданного воображением предмета или явления. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Представление содержит в себе моменты обобщения множества воспринимаемых объектов. Это обобщение связано с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием случайных и несущественных.

Формы чувственного познания ограничены по своим возможностям, на их основе нельзя проникнуть в сущность вещей и процессов. Более глубокое познание явлений действительности можно осуществить посредством мышления.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являютсяпонятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов и явлений, которые закрепляются в определениях(дефинициях). Например, в определении "человек есть животное, делающее орудия труда" выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Наиболее общие понятия- это философскиекатегории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов ("атом", "водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов ("экономические отношения", "элементарные частицы" и др.).

Суждение- форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Это мысленное отражение, которое выражено повествовательным предложением, и может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Белгород - столица России").

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении "золото имеет желтый цвет" отражается не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение выступают первоосновой для построения умозаключений, которые представляют собой процесс выведения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Классический пример умозаключения:

1. Все учащиеся в университете - студенты.

2. Я учусь в университете.

3. Следовательно, я - студент.