Постановка проблемы бытия в философии

Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхождения мира, его характеристики, законы развития и направление развития. Бытиеесть философская категория для обозначения всего объективно существующего мира (природного, социального, индивидуального, материального и духовного).Отталкиваясь от данной категории, философы разворачивают всю систему понятий, рассуждений и выводов.

Заметим, что конкретное, содержательное наполнение категории «бытие» зависит от многих факторов, например, существующей в данную эпоху картины мира (мифологической, религиозной, естественнонаучной) и от субъективной позиции философа.

Картина мира -это целостное миропонимание, в основе которого лежит принцип, определяющий мировоззренческую установку человека, его ценностные ориентиры.

Антитезой (противоположностью) бытия является небытие. Все конкретные формы бытия возникают из небытия и становятся объективной реальностью, актуализируются. Когда бытие существующего приходит к концу, то оно превращается в небытие, меняет свою форму. Нужно отметить, что небытие является относительной категорией, в абсолютном смысле небытия нет, так как возникновение той или иной формы бытия является результатом перехода одной формы бытия в другую.

Принято рассматривать бытие как многосферное и многоуровневое. Многосферность проявляется не только на самом широком уровне разделения - на природное, социальное и индивидуальное бытие, но и на каждом из этих уровней. Природное бытие включает в себя атмосферу, гидросферу, биосферу, ноосферу и т. д. Социальное - техническое, экономическое, социальное. Индивидуальное - сознательное, бессознательное, биологическое.

Многоуровневость связана с развитием бытия. Выделены следующие уровни бытия: потенциальное бытие, которое заключается в возможности бытия, то есть еще не реализованном потенциале (его следует отличать от небытия вообще), и актуальное бытие, то есть уже реализовавшаяся возможность.

Важно отметить, что за данной многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира. Вопрос о том, какова природа этого единства неоднократно поднимался в истории философии. Принято считать, что реальную основу всех явлений в их единстве и многообразии образует субстанция. В истории философии существует несколько точек зрения на то, сколько субстанций лежит в основе бытия. Философская позиция, признающая, что в основе всего лежит одна субстанция - материальная или духовная называется монизмом.Материалистический монизм представлен учениями философов Милетской школы, идеалистический - Платоном, который разработал идею о первичности духовной субстанции - «мире идей».Позиция, признающая равноправие двух независимых первоначал называется дуализмом,которая былазаложена Аристотелем в его учении о материи и форме и впоследствии классически изложенная Р. Декартом в его учении о равноправии двух субстанций - материальной и духовной.А признание множества самостоятельных и независимых друг от друга субстанций называется плюрализмом,ярким представителем которого является Лейбниц.