Ее исторической эволюции

В философии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. К нему относится рациональный уровень мифологического мировоззрения: описание явлений природы, исторических событий, устройств и изготовления предметов быта.

В ряде мифов (Гомер, Гесиод) появляются отдельные сведения географического, метеорологического, астрономического характера. Практика земледелия привела к необходимости точной количественной оценки размера обрабатываемых площадей.

В Египте, Шумерах, Китае развивается математика, появляется десятичная система отсчета, формируется геометрия, таблица умножения, обратных величин, квадрата, кубов. Получает развитие архитектура и строительство: появляются храмы, пирамиды, дамбы, каналы.

Древняя медицина развивалась по двум направлениям: практической – это врач-практик, костоправ и знаток лечебных трав; магической – лекарем был колдун – заклинатель.

В Вавилонии (18 век до н.э.) возникают первые зачатки правового законодательства, в котором имели место гражданские, уголовные, административные пункты.

Становление науки из мифологии произошло в 7-6 веках до н.э. в Древней Греции. Этому способствовало утверждение городов-государств (полисов). Первые европейские ученые – философы –Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, опираясь на факты и логику, впервые мыслили не с точки зрения мифологии, а стремились к естественнонаучному, целостному описанию природы и космоса. Так как природа рассматривалась как независимая от богов саморазвивающаяся сущность, то такой подход получил название натурфилософского.

Дальнейшее продолжение греческая натурфилософия получила в трудах Пифагора (6-5 вв. до н. э.) и его учеников. Основной идеей пифагорейцев стала строгая числовая характеристика космоса, природы человека. Космос был воплощением математической закономерности, порядка и универсальной гармонии. Сущностью всех вещей было число.

В Элейской школе (Парменид, Зенон) были созданы предпосылки для аксиоматического построения знания. Вследствие чего произошел поворот к понятийному, дедуктивному, рациональному мышлению. Началась аналитическая работа над исходными понятиями философии науки, с помощью логического метода было описано многообразие мира, поставлены задачи для развития науки.

Дальнейшая разработка античной логики была продолжена софистами и Сократом, в форме поисков критерия правильного рассуждения в ораторском искусстве и в диалогах.

Платон также придавал большое значение логике. Познание, по его мнению, сосредоточено внутри концептуально-теоретических моделей, которые задаются логическим движением мысли. Отсюда его идея очищения теории от ложных мнений и чувственности. На основании вышесказанного Платон предложил классификацию наук, где абсолютным наиважнейшим статусом обладала арифметика, за ней следовала геометрия, астрономия, гармония (теория музыки).

Аристотель, ученик Платона сформулировал цель науки как отыскания всеобщего в мире. Наука должна изучать все многообразие реального мира, а в основе опыта должно лежать чувственное восприятие. Его заслугой стало разграничение научного и ненаучного знания, то есть рационального и обыденного. Аристотель предлагает свою классификацию наук: на первом месте стоит метафизика (первая философия, изучающая первопричину всех вещей), далее физика (вторая философия, предметом изучения которой является материя), далее – математика, а затем практические науки – экономика, этика, политика, и творческие – риторика, поэтика, искусство, ремесла.

Характерными для античности является то, что в философии того времени сложилось противопоставление чувственного (эмпирического) и сверхчувственного (рационального). Фундаментальное теоретическое познание носило тогда предельно созерцательный, умозрительный характер, а эмпирические исследования были ориентированы преимущественно на наблюдения и имели несистематический характер.

С принятием христианства произошла трансформация мировоззренческих ориентиров, вследствие чего бытие предстало как сотворенное Божественным разумом. Формирование средневекового мышления произошло под влиянием двух линий – линии Платона и линии Аристотеля. Августин Аврелий христиански переосмыслил платоновскую традицию и внес большой вклад в область теологии, психологии, этики, эстетики, а так же занимался решением социальных и политических вопросов. Главным достижением Августина было внесение в европейское сознание понятия « уникальной человеческой личности».

Влияние Аристотеля, его трудов, посвященных логике, сформировало особую концептуальную программу, названную схоластикой. В настоящее время схоластика воспринимается как догматическое учение, но в свое время она была рационалистической доказательной методикой получения знаний, опиралась как на истины откровения, так и на логические положения и достигла высокого мастерства в логике. Все это способствовало разработке специфической онтологии средневековья.

Активизация средневековой науки начинается в 13 веке, времени образования европейских университетов. Большой вклад в изучение природы внес Альберт Великий. В это же время Фома Аквинский осуществил синтез католического мировоззрения, объединив вопросы догматики, космологии, антропологии и этики.

В средневековых университетах были выработаны базовые ориентиры европейского образования, которые сохранились до сегодняшнего дня. Понятия современного образования (лекции, экзамены, диспуты, диссертации) пришли из средневековых университетов.

Следующим важным этапом развития науки можно считать Ренессанс (Возрождение) 15-16 века, период интенсивного становления гуманитарных наук. Наиболее известными деятелями Возрождения были Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла.

Для научного познания того времени характерна эклектичность (разнообразие) подходов и традиций, в которых смешивались рациональное мышление, мистицизм, астрология, алхимия. Ярким примером ученого, сочетающего в себе талант ремесленника, инженера, художника и философа был Леонардо да Винчи.

Важно подчеркнуть, что в эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии и технических науках.

Научная революция 16-17 веков сформировала новое мировоззрение. В новой концепции познания центральное место занял сам познающий субъект. Индивидуальное сознание стало мерилом истинности знаний, что не могло не привести к представлениям о недостоверном и вероятностном характере знаний человека, скептическому отношению к научным теориям, которые требуют постоянного совершенствования.

Главным достижением научной революции стало преодоление разрыва между эмпирическим (опытным) и рациональным (умопостигаемым). Синтезом этих двух направлений явилось экспериментально-математическое естествознание. Важной чертой данной научной революции был ее этический характер. Разуму человека придавался высокий нравственный статус. В научной деятельности ученые той эпохи видели высокий религиозный смысл. С их точки зрения научные открытия не противоречат религии, а, наоборот, подчеркивают совершенство мироздания, мудрость и величие труда. Видными представителями научной революции были Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей.

Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) обосновывал представления о гелиоцентрической системе мира. Хотя его теория имела массу недоработок, она представляла собой образец рациональной конструкции Вселенной.

Дело Н. Коперника продолжил Иоганн Кеплер (1571 – 1630 гг.). Результатом его многочисленных усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера). Фундамент современной механики заложил Галилео Галилей (1554 – 1642 гг.). Он применил в эмпирических исследованиях идеализированные объекты – материальную точку, прямолинейное равномерное движение.

Высшим достижением научной революции можно считать результаты Исаака Ньютона (1642 – 1727 гг.). Его законы механики и закон всемирного тяготения связали воедино все законы движения планет. Была создана общая теория, которая описывала различные феномены: формы орбит планет, падения тел, приливы и т. д.

Гуманитарная наука того времени также претерпела изменения. Разрабатываются светские учения о государстве, политическом устройстве и правах человека. Значительный вклад в становлении социальной теории внесли Томас Гоббс (1583 – 1679 гг.) и Джон Локк (1632 – 1704 гг.).

Период, который охватывает 18-19 века, относится к классическому периоду.Математическое естествознание становится универсальным образцом научного знания. Культура той эпохи находится под влиянием естествознания, таким образом, происходит популяризация научных знаний. Характерной чертой науки 19 века является объединение наук, открытие единых природных закономерностей. Во второй половине 19 века продолжается интенсивное накопление научных знаний. В авангарде остается физика, в которой разрабатываются концепции термодинамики, электродинамики, оптики. Гуманитарное знание стремится получить подлинно научный статус, тогда же происходит выделение социологии в качестве научной дисциплины, чуть позже оформляется психология.

Неклассический периодв развитии науки приходится на рубеж 19 – 20 веков. Изменения, которые произошли в этот период можно отнести к научной революции. Основными направлениями науки было становление квантовой теории (М. Планк, Н. Бор) и теории относительности (А. Эйнштейн), исследование микромира.

Важной чертой неклассической науки стало наличие многообразия теоретических решений одного и того же вопроса.

Гуманитарные науки 20 века демонстрируют отказ от идеалов естественнонаучного знания и занимаются поиском позиции самого исследователя, подчеркивая возможность плюрализма и полицентризма современной культуры.

Таким образом, центральной темой того времени были представления о возможности сосуществования альтернативных теорий.

Современный этап развития науки носит название «постнеклассического». Он фиксирует вхождение неклассической науки в новейшую фазу. Становление постнеклассической науки связывают с возникновением синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин). Характерной чертой постнеклассической науки является понимание крайней сложности исследуемых объектов, глубокой ограниченности наших интеллектуальных и технических средств, так как изменения, происходящие в сверхсложных объектах, могут повлечь за собой возможность неконтролируемых последствий или даже катастроф. Поэтому научные исследования получили аксиологическое (ценностное) преломление.