рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Представление о сущности бытия в истории философии

Представление о сущности бытия в истории философии - раздел Философия, Философия В Античности Под Бытием Понимали Так Называемое Наличное Бытие, То Есть Окруж...

В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища всего имеющегося, которое имеет форму шара конечных размеров, внутри которого все движется равномерно, прямолинейно или кругообразно. Помимо материальных субстанций (субстанция - сущность всех вещей), таких как вода, воздух, огонь, атом, существовали и духовные субстанции в форме «ума», «чистых идей» и т.д. Философ Парменид выдвинул идею о совпадении бытия и мышления. Он считал, что можно мыслить о том, что существует, что есть на самом деле, и нельзя помыслить о том, чего нет, то есть о небытии. Следовательно, существует только бытие, небытия нет. Если помыслить о небытии, то это значит перевести его в область существующего, в область бытия, следовательно, небытие станет тождественным бытию. В это время имело место единство природы (космоса) и человека, поэтому можно сказать, что натурфилософская картина античности была антропоцентрической.

Средневековая философия разграничила истинное бытие - бесконечное, божественное и неистинное бытие - сотворенное из ничего, мирское, поддерживаемое божественной волей.

В эпоху Возрождения возникает понятие бесконечного чувственно воспринимаемого бытия, движения материи от точки к точке. Приобретает значимость материальное бытие, формируется культ телесности, утраченный в средневековье, однако окружающая природа все еще отождествляется с богом.

В 17 - 18 веках в заключительный период формирования классической научной картины мира тема бытия окончательно приобретает материалистическое звучание. Вместилищем мира становится неподвижный эфир, относительно которого равномерно движутся предметы. Взаимодействие между предметами имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно, поэтому существует единое (абсолютное) время. Характеристиками материального мира являются: неизменность, равновесность, линейность, простота.

В этот же период возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту (человеку). При этом человек является просто сторонним наблюдателем природного бытия, той реальности, в которой существовали механические законы. Природа и сам человек рассматривались как некие механизмы, что связано с развитием механики - главной науки в этот период. В конце 18 века И. Кант разрушил классическую схему независимости бытия от человека, показав, что окружающий мир им воспринимается сквозь призму сознания, познавательные способности которого ограничены.

В 19 веке формируется неклассическая картина мира, в которой под бытием стали понимать сложную многомерную, многовариантную, динамическую действительность, описываемую такими понятиями как изменчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость. Была продолжена традиция, направленная на осмысление бытия человека.

Общественные потрясения начала 20 века еще острее поставили вопрос о смысле и сущности человеческой жизни. Многие философские школы этого времени: «философия жизни», «экзистенциализм», «фрейдизм», «неокантианство», «феноменология» раскрыли новую сторону бытия - бытие человека, субъективную реальность. Формируя новую онтологию, представители данных школ пытались выделить личностное первоначало, лежащее в основании всего остального бытия. Впоследствии научные исследования внутреннего мира человека развили вопрос единства духовного (социального) и биологического, сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, показав всю сложность человеческого бытия.

В конце 20 века была осознана взаимообусловленность, взаимосвязь природного и человеческого бытия, в результате чего возникло наиболее общее универсальное определение бытия: бытие- это вся совокупность существующего в мире, единство материальной и духовной реальности. В современном понимании, бытие может рассматриваться как в статическом (устойчивом) так и в динамическом (изменчивом) аспекте.

Необходимо подробнее остановиться на прочно сложившейся в философии и науке традиции исследовании бытия как «материи».

Как было сказано выше, в античной натурфилософии материя рассматривалась с двух позиций: с позиции созерцательного материализма, когда материя отождествлялась с каким либо веществом, и с позиции атомистического идеализма, когда материя состояла из атомов и пустоты.

В классической механике (И. Ньютон), согласно концепции дискретного строения материи - материя - это субстанция, состоящая из отдельных атомов или корпускул.

В 19 веке согласно концепции континуального (непрерывного) строения материи - материя существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно.

На рубеже 19 - 20 веков в условиях революции в естествознании (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности) какое - то время наблюдался кризис в определении материи - «материя исчезла», в результате чего распространились идеалистические настроения. Далее, согласно концепции корпускулярно - волнового дуализма было дано определение материи как единой физической реальности, совмещающей в себе свойства вещества и поля. Для того чтобы определение материи приобрело универсальный характер, возникает понятие, остающееся до сих пор самым общим и адекватным: материяесть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя абсолютна, в смысле ее неисчерпаемости, присутствует везде и всюду в дискретном виде или в виде поля. Даже пустота - одно из возможных состояний материи. В частности физик П. Дирак показал, что вакуум представляет собой систему виртуально рождающихся и поглощающихся фотонов.

 

1.3. Материя: способ существования и формы

Движение- всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.

Развитие - это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитиехарактеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогрессобычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.

Пространство и время являются формами бытия материи. В истории науки известны две концепции пространства и времени:

1) субстанциальная - время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался И. Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности;

2)реляционная - пространство и время - это формы существования материальных объектов, точнее, формы координации материальных объектов и их состояний, таким образом, присущее всем вещам и явлениям. Пространство выражает координацию существующих объектов относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Время - форма координации материальных объектов через последовательность и длительность.

Итак, с реляционных позицийвремя- это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство -форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.

Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, то есть неотъемлемых свойств.

Атрибутивные свойства пространства:

1) протяженность, то есть рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

2) непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке, и прерывность, которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

3) трехмерность, которая носит всеобщий характер. Хотя в физике существуют теории, пытающиеся доказать многомерность пространства, в частности речь идет об одиннадцатимерном пространстве. На что скептики возражают, что остальные семь являются невидимыми пространственными изменениями и, вследствие этого, абстрактными.

Атрибутивные свойства времени:

1) длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

2) необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.

Пространство и время характеризуются следующими свойствами: объективность и всеобщность, которые означают, что ничто не может существовать вне пространства и времени. Очевиден тот факт, что все процессы социальной жизнедеятельности, сама жизнь человека или любого другого живого существа, а так же природные процессы протекают во времени и создают ощущение некоего общего течения времени. Также очевидно, что каждое материальное образование имеет свое самостоятельное течение времени, живет своей жизнью, которая обусловлена своими законами движения и развития.

Прерывность и непрерывность, когда речь идет о конкретных телах и объектах, пространство и время прерывно, то есть, конечно, а в случае существования множественности объектов, пространство и время непрерывно.

Идея способности материи к самоорганизации давно высказывалась учеными и философами разных поколений. Еще в 17 веке Б. Спиноза указал на внутреннюю активность как свойство, присущее материи.

Только лишь в 20 веке, с появлением таких наук как теория организации, кибернетика, синергетика данное свойство материи получило детальное изучение. Было выяснено, что самоорганизация проявляет себя посредством саморегуляции и саморазвития. Саморазвитие - это отбор, накопление и упорядочивание информации, что приводит к возникновению новых структур.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... Белгородский государственный технологический университет... им В Г Шухова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Представление о сущности бытия в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ф и л о с о ф и я
Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов 2-го курса дневной формы обучения специальностей   150

Постановка проблемы бытия в философии
Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхожде

Представление о сущности человека в истории философии
В философской системе Древнего Востока, в частности Китая, человек рассматривается в неразрывной связи с обществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между люд

Биологическое и социальное в человеке
Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации. В отличие от животных, которые обладают порой

Структура и типология личности
Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой является сознание, самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценности, убеждения, идеалы.

Личность и общество
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личности, но в этих конкретных о

Основные концепции понимания общества
Исследования общества сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход историчес

Общество как саморазвивающаяся система
Наиболее полным в методологическом плане стал системный анализ общества. Основные исследования в этой области были изложены в предыдущем вопросе. Сущность системного подхода состоит в рассмотрении

Общество как процесс
  Важной характеристикой общества является его постоянное изменение. Поэтому философское исследование общества имеют своим основанием диалектику (науку о развитии), рассматривая общес

Культура и ее социальные функции
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества. Культура

Основные подходы к пониманию ценностей
  Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей

Нравственные ценности и мораль
Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это

Эстетические ценности и искусство
Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности. Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в со

Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
Религия возникла в процессе исторического становления человека, общества, культуры и имела общественное основание в виде экономических и социально-психологических предпосылок.

Основные подходы и проблемы сознания
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имею

Возникновение сознания и его сущность
Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации

Сознание и бессознательное
  Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влиян

Познание как предмет философии
Познаниемназывают деятельность, направленную на получение знаний.Как известно, раздел философского знания, посвященный проблеме познания, называют гносеологией. Гносеология занимае

Проблема истины в философии и науке
Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина- это адекватное отражение действительности в сознании человека.

Ненаучное познание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отде

Ее исторической эволюции
В философии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. К нему относится рациональный уровень мифологическ

Структура научного знания и его динамика
Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы,

Аксиологические проблемы современной науки
В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее само

Научное прогнозирование и общественный прогресс
Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые вход

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги