Сотношение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Сциентизм и антисциентизм.

В междисциплинарные синтезы все чаще вступают естественные и социальные науки. Каково соотношение их идеалов и методологических норм?

Часто можно встретить утверждение, нормы и методы естественных наук нельзя переносить на область социального и гуманитарного познания (антисциентизм, методологический дуализм).

Основанием этого служит проведенное еще в XIX веке резкое различение наук о природе и наук о духе (Дильтей, Риккерт). Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках и науках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. Их различие коренится в специфике предметной области. В социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание, предметы культуры. Это требует особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установка на объективное его изучение и поиск законов является обязательной характеристикой научного подхода. Это обстоятельство не всегда принимается во внимание сторонниками "абсолютной специфики" гуманитарного и социально-исторического знания.. Гуманитарное знание трактуется предельно расширительно: в него включают философские эссе, публицистику, художественную критику и т.п. Но корректная постановка проблемы должна быть иной. Она требует различения понятий "социально-гуманитарное знание" и "научное социально-гуманитарное знание". Первое включает в себя результаты научного исследования, но не сводится к ним, поскольку предполагает также иные, вненаучные формы творчества. Второе же ограничивается только рамками научного исследования. Также «контекст открытия» может быть различным для естественника и гуманитария, но процедуры обоснования, подтверждения и т.п. – сходными, по крайней мере по направленности – на объективность, свободу от ценностей.

Может быть перенос моделей, разработанных в одной сфере познания, на другую и затем их адаптация к специфике нового предмета.

 

То есть, жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки в XIX столетии, но она во многом утрачивает силу применительно к науке наших дней.