Феноменология Гуссерля

Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой науки принад-л представ-лям Ф-гии во главе с Гуссерлем.

«Строгая наука» - это идеал ф-фии, кот. следует отличать от уже существ-х разнооб-х ф-фий.

Гуссерль: Идущее с антич-ти стремление ф-фии б. универс-й и рацион-й наукой смешивалось со стремлением глубокомысленной мудростью, а поэтому для успеха дела надо развести эти две установки. Идея мудрости варьируется у разхлич. Людей и меняется со временем. Идея науки имеет сверхвременной х-р и она общезначима. Миросозерцания м. спорить, тол. наука м. решать.

П-ть в аподектическом разреш-и фил. проблем – это з-ча не отвлеченная, это жиз-ный вопрос, определяемый тем, что: 1) возм-ти рацион-го рук-ва св. ж-нью. Это вопрос ж-ни и смерти чел. как разумного существа; 2) фил. вопросы предшествуют люб. частнонаучным интересам.

Гуссерль: поск-ку фил. наука постиг-ся как универс-я и автономная с-ма зн-й, то она оказ-ся возведенной на абсол-ом основании. В связи с этим: 1) предельный радикализм ф-кой з-чи треб. От ф-фа радикал-го и крит-го самоосмысления, а ткж собств. ответ-ти; 2) не одно готовое мнение, ни одна традиция не д. вос-ся как нечто само собой разумеющееся; 3) ни одно направ-е иссл-я, ни одна част. истина не д. ни изолир-ся, ни абсолют-ся; 4) сама фил. научность при этом принцип-но отлична от научности позит. науки.

Фил. научность по Гуссерлю: 1) уст-ка на объект-е позн-е истины, т.е. абс-ная ценность научности у ф-фии такая же как и у всякой науки; 2) ф-фия как наука не м.б. ни авторитарной, ни предвзятой, т.е. зависимой от чьего-либо мировоззр-я (Г. пыт. перечеркнуть люб. идеологич. проявл-я ф-фии); 3) в отлич. От позит. науки (т.е. от частных наук) фил. наука д. исходить из радикал-й беспредпосылочности; 4) всякое фил. научное зн-е д. исходить из первичности опыта соз-я, за счет чего имеется возм-ть возвратится к самим вещам. Опыт соз-я – поск-ку эмпир. опыт всегда скрыто опосредован некот. представ-ми, то в действит-ти приходится гов. не об опыте, а об имманентном опыте соз-я; 5) научность ф-фии завис. от научности применяемых м-дов и истинный м-д д. соот-ть поставленоой з-че и д. вытекать из пр-ды предметов, кот. иссл-ся, а не из наших заранее составленных представлений.

Противоречие м/у 4 и 5 пунктом.

Гуссерль пришел к выводу: 1) аподектич-я рациональность ф-фии – это з-ча, не поддающ-ся оконч-му реш-ю; 2) ф-ф не м. отказ-ся от идеала абс. Ф-фии (той самой мудрости); 3) фактич-кая невозмож-ть выраб-ть ф-фию как подлинную, универс. науку, порождает «мучительное экзистенц-е противоречие».

1.72.12. Проблемы ф-фии науки в работе А. Бергсона «Творческая эволюция»

Анри Бергсон (1859-1941) – франц. ф-ф-идеалист, член фр. академии, лауреат нобел. премии по л-ре, предс-ль шк. «фил-фии жизни». В европ-й ф-фии его идеи располаг-ся м/у позитивизмом и экзистенцианализмом, хотя сам он всегда отрицал св. принадлежность к к.-л. школе.

Становление ист-го самосозн-я науки в 19 в. б. осмысленно Б. в его т-рии «жизненного порыва», когда на первый план выступили проблемы методологии истории, а сама реал-ть стала опис-ся как ист-кая. Наука, по Б., сможет достичь абс-го зн-я, если интеллект сольется с интуицией.