Философия науки Мамардашвили

Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже он ее назвал «Стрела познания») 1996г., «Курсы лекций».

«Ф-фия - это не тол. то, что ты думаешь, но и то, что ты есть».

Язык ф-фии парадоксален, его нельзя знать в пр-пе, след-но раз его нельзя знать, то это язык не знания, а жизненной мудрости.

З-ча ф-фа - дать возм-ть думать самому и мыслить другим; умение смотреть на мир ни при пом. одного из 5 ч-в, а глазами души. В этом м. помочь транстенденция.

«Истина больше, чем Родина» - груз. национ-ты не м. простить М. эту фразу, когда в 90-е гг. он вернулся в Грузию. После его смерти его мысли и его зн-я польз-сь дост-ной популярностью.

Правящая верхушка не обучаема. Обучение достигается за счет революций.

М. был спец-том по ф-офии сознания. Мышл-е - это труд ж-ни. Гл. з-ча ф-фа – дать возм-ть думать самому и мыслить др.

Ф-фия марксизма оказала значит-е влияние на М., в то вр. когда бол-во людей не знали о нем ничего. Маркс-зм нач. изучать тол. в конце 60-х г. Быть знатоком маркс-зма являлось десиденством.

Раб. Вазюлина «Логика капитала» явл. первоначальный базой, необх-й для последующего изучен-я марксизма (т.к. необх-ма предварительная подготовка)

«Как я поним-ю ф-фию» - раб. интересующая нас в плане ф-фии науки.

Предпосылки для занятия наукой: 1) опровергал полож-е Куна о поступательном разв-и науки; 2) роль науки в совет. союзе («служанка марксизма»).

Классич. наука (конец 19-нач. 20 в.) - задала опред. онтологию ума, наблюдающую объек-е явления.

В 20в. воз-т з-ча ввести в науч. карт мира явление соз-я. Воз-т з-ча самоопред-я и поиска гармонии чел. в технич. мире.

Понимание науки М. видит в проблеме соотн-я науки и к-ры, М. наз. это онтологич. пробл. С точки зр. онтологии видны различия м/у наукой и к-рой и связи, в кот. они м. вступать.

М. различ-т содержание науч. з-на и факт его извлеченности.

Универс-е физич. з-ны сущ-т незав. от чел. Чел. изуч-т эти з-ны в рамках св. к-ры. Наука ориент-на космически в св. содержании. Она универс-на по отн-ю к люб. к-рам и не завис. от познающего суб-та. Будучи существом конечным, чел. пыт. постичь универс-е физич-е з-ны. М. наз. чел. уникальным. Мы не просто видим сущность мира, но д. мыслить. Есть разница м/у содержанием з-на и м/у тем, как его ассимилировали. Это явл основой для разв-я чел.

К-ра – это суб. сторона зн-я (т.е. все то, что зависит от чел.).

М. рассм. кул-ный мех-зм в науке, т.е. к-рой наука явл. в той мере, в какой чел. способен владеть зн-ми универсума.

Раб. «Наука и ценности: конечные и бесконечные».

Не сущ-т прикладных наук, а сущ-т лишь наука и ее применение.

Проблема тв-ва в науке.

М. заним-ся пробл. разраб еще Кантом – аналитич-х и синтетич-х высказываний.

1.78.18. Проблемы логики и ф-фии языка в «Логико-ф-ком трактате» и «Ф-ких иссл-ниях» Л. Витгенштейна

Л. Витгенштейн (1889-1951). Его раб. «Логико-ф-кий трактат» получила одобрение Рассела, опубликована в 1921 г., переведена на рус. Язык позднее в 1928.

Лекции «Голубая книга» и «Коричневая книга» опубл. В 1958 г.

«Логико-ф-кий трактат» - 7 тезисов от более простого к сложному: 1) Мир есть все, что происходит. 2) Происходящее – факт сущ-ния со-бытий, кот. связ-ся в опред. контекст. 3) Мысль – это логич. картина факта. Соз-е детерм-но реал-тью, кот. задает возм-ные сп-бы и ф-мы построения осмысл-х высказыв-ний. Это полож-е счит-ся антипсихол-ким.

Центр. моментом трактата явл. предложение. Смысл выраж-ся отд. фактом – предложением. Высказыв-е делается осмысл-м тол. тогда, когда оно объед-но в предлож-е.

Реал-ть, соз-е и язык предс. собой единое целое. Обыденный язык – это чувственная оболочка мысли, кот. во мн. Случаях скрывает как саму стру-ру мысли, так и св-во языка, кот. явл. источником фил-х проблем. Соответсвенно, ф-фия д. предс. собой д-ть по регламентации правил языка по восстан-нию порядка там, где он скрыт сп-ми повседнев-го выражения. Это полож-е явл. осн. вего трактате, за что его сил. критиковали и именно это полож-е позднее В. изменил.

Начиная с 30-х гг. В. отказался от идеи о том, что необ-м этот логич. совершенный язык. Язык нельзя употреб-ть не прав-но и не коррек-но. Эти идеи отразилисьв его раб. «Фил. иссл-я» (1951) – пересмотр собств. идей. В. стал рассм. язык как продукт соглашения.

В. – предс-ль логич. позитивизма. Реал-ть отраж-ся в соз-и и выраж-ся в языке. Тогда зачем изучать реал-ть и соз-е, когда м. изучать тол. язык? Все изуч-е мира, т.о., м. свести к изучению языка.

Позитивизм – это позиция, кот. отрицает надобность ф-фии.

1.50.20. Научный закон: понятие, типы, функции, СП-бы получения и обоснования

Амонимия набл-ся в тожд-ве предмета изуч-я и науки об этом. Н: логика – правильное мышление и предмет науки. Спасает контекст.

Физические з-ны – это абс-но все з-ны пр-ды. З-ны физики – это те з-ны физич. мира, кот. уже открыты и стали достоянием физики. А если гов. о к.-л. конкр. физике, то этих з-в стан-ся намного меньше.

Научные з-ны вкл. в себя з-ны науки, а з-ны науки вклю в себя з-ны конкр. науки. Метод опр-ся пр-том изуч-я. В гум. науках – это герменевтика.