Философское исчисление

Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций. Базисом фил. исчис. явл. «иск-во харак-ки», т.е. отыскание символов соотв-х сущностям вещей и могущих заменить их в позн-и.

Глав. лозунг ф-фии Лейбница: «Давайте посчитаем».

Фил. исч. д. решать двоякую задачу:

1) мы д. проверять правильность уже готовых рагументов; 2) открыть нов. истины.

Язык - знаки и иероглифы (язык Адама)

1.7.7. Отн-е к науке как ключ. вопрос о совр. мировоз-кой ориентации: противостояние сциентизма и антисциентизма. Антисциентизм и наукофобия

Мировоззрение – опр-е место чел. в окр. мире. М. имеет прямую завис-ть от науки. Наука институализирована: 1) Н. – это соц. Инст-т со специф. С-мой ценностей и норм. 2) соответ-вие м/у Н. как соц. с-мой и с-мой ценностей об-ва не гармонично. 3) в/отн-я м/у об-вом и Н. м. предс-вить как в/обмен различ. рода ресурсами. Не тол. об-во д. признавать ценность Н., но и Н. д. давать об-ву то, что об-во счит. для себя важным.

Предоставление об-ву кажд. вида ресурсов – это осущес-е наукой след. f:

Первая по вр. возник-я f – культурно-мировоззренческая. Оконч. утвержд-е обществ-ной знач-ти науки набл-ся в эпоху просвещения (18 в.). Это вр. распространения науч. зн-й, кот. стало рассм-ся как ср-во достиж-я соц. справедливости.

Рубеж 19-20 вв. – оконч-е осозн-е об-вом экон. эф-та, кот приносится наукой, меняется предст-е о результат-ти науч. иссл-й. Обнаружилась необ-ть установки ед-ва науки с др. f-ми к-ры (пробл. в/отн-й м/у Н. и об-вом). Нач-ся переоц-ка роли Н. в об-ве, в этой переоц-ке набл-ся 2 крайности: сциентизм, антисциентизм.

Сциентизм – приувеличенная мировоз-кая оц-ка когн-х, соц. и практич. возм-тей Н., а ткж ее роли в ж-ни об-ва.

В основе такой позиции лежит некрит-е принятие ее сторонниками след. утвержд-й: 1) науч. позн-е дает объек-ю и несомненную истину. 2) тол. науч. позн-е дает объект-е зн-е. 3) Н. явл. б/усл-м ср-м соц. прогресса. 4) Тол. на основе Н. м. решаться все сущ-щие в об-ве практич-е, соц-полит. И дух-мировоз-кие проблемы. (1,2 – когн. стор. Н., 3,4 – место Н. в об-ве).

 

Формы антисциентизма. По степени его проявления:

1. радикальный А. – делает упор на когн-х ограничениях и неизбежных отриц. Последствиях использ-я науч. достижений. Такой А. явл. идеол-кой основой обществ-х движ-й – хиппи, антиглоб-зм и т.д.

2. умеренный А. – выступ-т против сциентистской абсолютизации позн-х, соц. и практич. возм-тей Н., но подчерк-т незаменим-ю роль Н. в обесп-и дальнейшего прогресса об-ва.

А. по сферам применения и х-ру противостояний:

1.антропологический А.2.гуманистический А. 3. иррационалистический А.

А. нач. форм-ся в 30-е гг. 20 в. 50-60-е гг. – накопление аргум-в в пользу А. и С. В рез-те их противостояние усилив-ся. В конце 60-х резкое повышение акт-ти А.

Фил. А. получ. Выраж-е в экзистенциализме, т-рии франкфуртской школы, в т-рии контрк-ры, в феноменологии и в идеалогии зеленых. Гуманистич-ки ориент-ные антисц-ты – проблема ответ-ти ученого перед об-вом. Формул-т проекты созд-я альтерн-й Н., кот. вкл. бы в себя и морально-этические измерения. Ирр-ки ориент-ные антисц-ты идут по пути отрицания Н., обнаруж-ся идеализация докапитал-ких ф-м к-ры и иск-ва.

Харак-ные черты сциентизма: 1) отожд-ние специально-научного зн-я с ед-но-аутентичной ф-мой позн-я. 2) антиисторизм. 3) натурализм. 4) эмпиризм. 5) элеминация (исключение) ф-кой и соц-этич. пПробл-ки в связи с Н.