Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.

Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия:

1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот. ориент-т иссл-е соц. наук на методологию наук ест-х (игнор-ся специф-ка объектов изуч-я). Предс-ли: 1 этап – Кон, Спенсер, Тард, Гумплович, Уорд. 2 этап – Ландберг. 3 этап – Миллс, Уайт.

Этапы формирования С.С.:

1 этап – начало форм-я С.С. с 30г. 19в. до перв. четв. 20 в. Образ Н. связ-ся либо с физикой (конц-я механицизма), либо с биологией (органицим). Предс-ли механиц-зма: Керри, Кетле, Дж. Ст. Милль. Предс-ли органиц-зма: Спенсер, Шеффле, Дюркгейм, Парето.

2 этап – 20-50-е гг. 20 в. – этап форм-я С. как такового. Осн. ф-ма проявл-я – базирование на неопозитивистской, т.е. эмпиристской методологии и физикализме (Ламберг), ткж на стр-но-функцион-м подходе.

3 этап – 60-е гг. и по наст. вр. – технологический С. Акцент на прикладной социально-инженерной f соц. зн-я.

Осн. пр-пы совр. С.С.:

1) социолог не опр-т цели и пробл. иссл-я, это реш-т рук-во об-вом. 2) рук-ли об-ва получ-т от социологов данные, рекоменд-ции и прочее орудие технологич. Плана, кот. они м. применять или не применять. 3) для выработки св. рекоменд-й социологи д. полн-тью отказ-ся от ф-ких взглядов на об-во, ткж от самост-го опр-ния тенд-й обществ-го разв-я.

2. Культурологический С. – это мировоз-кая установка, согл. кот. Н. явл. высш. кул-ной ценностью, а прогресс Н. обусл-т весь соц. и кул-ный прогресс чел-ва. Н. основа к-ры.

3. Методологический С. – это гносеологич. уст-ка, согл. кот. либо м-ды Н. признаются ед-но возм-ми для позн-я, либо м-ды точных и ест-х наук признаются универс-ми.

Когда мы опр-м роль Н. в об-ве, мы придерж-ся 2-х крайностей: либо С., либо А. Эта бинарность неизбежна в мировоззр-и. Оппозиционность С. и А. проявл-ся и в науч. саморефлексии. Такая бинарность выраж-ся либо в ф-ме интернализма, либо экстренализма.

Интернализм – направл-е в историографии и т-рии разв-я Н., согл. кот. глав. движ-ю силу разв-я Н. сост. внутреннеприсущие ей внут. силы, ср-ва и закономерн-ти. В рамках И. Н. рассм-ся как саморазв-ся с-ма, не завис. от экон., тех-ки, политики, ф-фии и т.д. Предс-ли: Койэре, Холл, Росси, Герлак, Поппер).

Экстернализм – направл-е в ф-фии и историографии Н., согл. кот. Н. как с-ма зн-я и как соц. инст-т явл. имманентной, органич-кой частью социокул-ры и испыт-т с ее стор. существенное влияние как целого и как совок-ти отд. подсист-м (здесь проподает специф-ка науч. зн-я). осн. влияние на Н. оказ. экон., техника, политика и дух. к-ра. Невоз-но внут. причинами объяснить, например, созд-е геометрии как теор. с-мы зн-й. Предс-ли: Гессер, Бернал, Тулмин, Гачев, Косорева, Штемплер). Формы Э.: «грубый» (социологизаторский) – за кажд. круп. когн-й инновацией в Н. кроется некий социокул-й вызов; «мягкий» - за науч. зн-м и его разв-м кроется относ-ная самост-ть по отн-ю к социокул-ре и опосред-й х-р влияния социокул-ры на науч. зн-е, т.е. такое влияние все равно признается, оно опред-щее, др. дело, что не напрямую.